Конечно, сегодня встретить звуковой материал, записанный с использованием режима моно, чрезвычайно трудно (разве что, некоторые старые оцифрованные записи). Однако не стоит забывать о том, что в студиях те же вокальные партии зачастую в «сухом» варианте записываются именно в режиме моно, а только потом к ним добавляются дополнительные эффекты и обработка. Но давайте посмотрим, как из моно сделать стерео, если уж возникла такая необходимость. В качестве примеров возьмем программы для редактирования аудио и специализированные секвенсоры. Несмотря на то что можно воспользоваться и разного рода конвертерами-преобразователями, работают они по тем же принципам.
Можно ли из моно сделать полноценное стерео?
Вам будет интересно:Как загрузить текстуру в "Фотошоп"? Советы и рекомендации
Для начала несколько слов по поводу того, а можно ли вообще преобразовать звуковой материал из моно в стерео? Увы, в понимании самого термина «стерео», когда инструменты или записанные партии и эффекты распределены по разным каналам (по панораме), получить из обычного монотрека стереозвучание без перезаписи всех партий не получится, как бы вы ни старались. Но вот добиться эффекта так называемого псевдостерео можно достаточно просто.
Как сделать из одноканальной записи двухканальную: примеры использования аудиоредакторов
Для начала предположим, что у вас есть трек, действительно записанный в монорежиме и только на одном канале. Открыв такой звуковой файл в любом аудиредакторе в этом и можно будет убедиться воочию. Как из моно сделать стерео?
Выделите весь материал на одном канале и просто скопируйте его в другой. Такой способ неудобен тем, что в результате получается дублирование, да еще и не исключается появление эффекта хоруса, который вызывает искажения. В такой ситуации имеет смысл обработать каждый канал эквалайзером, чтобы вырезать или добавить определенные частоты, которые могут накладываться друг на друга. Но, чтобы произвести гармоничную обработку, нужно обладать тонким слухом.
Поэтому в некоторых приложениях (например, в редакторе Audacity) можно воспользоваться встроенным инструментами вроде Split stereo track и Make stereo track, в результате чего и получите двухканальный звук.
Однако сегодня монотреки обычно записаны так, что в программах звучат на обоих каналах одинаково. Чтобы получить стереоэффект, например, в программе Cool Edit Pro (нынешний Adobe Audition), находясь в режиме мультитрека на разные дорожки можно поместить один и тот же материал, после чего немного «сдвинуть» одну из дорожек по времени.
Для этого нужно предварительно разбросать треки по панораме на 100 % (один - полностью влево, другой - полностью вправо), затем увеличить горизонтальный зум (масштаб) и сдвинуть одну дорожку по временной шкале (насколько сдвигать, придется определять на слух).
Как из моно сделать стерео в музыкальных секвенсорах?
В секвенсорах дублирование треков применять тоже можно. Но в некоторых программах имеются достаточно интересные возможности. Например, в FL Studio изменять панораму можно не только в степ-секвенсоре, но и на микшерном пульте, после ассоциации выбранной дорожки с определенным каналом микшера. Но зачем выполнять такие бессмысленные действия, если можно воспользоваться уже готовыми инструментами (кстати сказать, аудиоредакторов это тоже касается). Итак, как из моно сделать стерео путем манипуляций исключительно с одним треком?
Для этого сначала выставляете дорожку на выбранный канал пульта, затем подаете на него встроенный эффект расширителя стерео (Stereo Enhancer), и устанавливаете желаемый пресет. Большой популярностью как раз и пользуется режим расширения «For strings». При желании установленные значения смещения панорамы можно отредактировать вручную или создать Send эффект.
Дополнительные эффекты обработки сигнала
Впрочем, можно воспользоваться и другими эффектами. Так, например, неплохо создает панораму эффект задержки (Stereo Delay), для которого желательно устанавливать минимальные уровни, чтобы результат не особо отличался от оригинального звучания.
Неплохо подойдет ревербератор (Reverb). Также можно поэкспериментировать с хорусами, флэнджерами, эквалайзерами и т. д. В общем, вариантов много. Остается только дать волю фантазии, но не увлекаться завышенными параметрами, которые могут вызвать искажения или способствовать даже пропаданию некоторых звуковых частотных диапазонов.