Основное назначение ручного или как его еще называют стояночного тормоза - это удержание на месте автомобиля во время стоянки или остановки. В определенных случаях водители могут использовать ручник во время движения автомобиля, но при этом непонятно, допускается ли такое торможение на ходу машины. Поговорим поподробнее о том, возможно ли использование ручника в движении автомобиля.
Различные конструкции стояночного тормоза
Вам будет интересно:Почему нефть дешевеет, а цены на заправках только растут?
В прошлом на автомобилях стояночный тормоз был одинаков, он представлял собой крупноразмерную металлическую рукоятку, расположенную поблизости от рычага переключения передач. Однако сегодня используется электромеханический стояночный тормоз. В таких автомобилях уже нет рукоятки, а всё что можно найти, это небольшую кнопку, при нажатии на которую активируется электроника, позволяя зажать тормоза и предупредить откат автомобиля во время стоянки.
Естественно, что на ходу тормозить таким электрическим стояночным тормозом будет невозможно, водитель может использовать ручник лишь при наличии в машине соответствующего рычага, от которого идут тросики к расположенным внутри тормозных дисков колодкам. Многие современные автомобили имеют электронный блок управления стояночным тормозом, поэтому его даже физически невозможно активировать во время движения автомобиля.
Допускается ли торможение ручником на ходу
По различным причинам, например, если отказала основная тормозная система, водитель может пользоваться ручным тормозом, затягивая колодки и замедляя тем самым автомобиль, или с помощью небольшого заноса эффектно проходить повороты. Какого-либо серьезного вреда при правильном использовании такого ручного тормоза для автомобиля не отмечается. Но при этом нужно действовать аккуратно и предельно внимательно.
Водителю не следует резко затягивать ручной тормоз, так как дозировать усилие в подобном случае будет попросту невозможно, сразу происходит полная блокировка задних колес, теряется управление над автомобилем, развивается занос, контролировать который крайне сложно. Поэтому, если вам необходимо экстренно остановить автомобиль, а основной тормоз потерял свою эффективность, то необходимо постараться как можно плавнее затягивать рычаг ручного тормоза, дозируя усилия с учетом скорости автомобиля и интенсивности его замедления.
Необходимо учитывать погодные условия на дороге, так как на заснеженной или скользкой дороге останавливать машину, затягивая ручник, будет крайне опасно. В подобном случае дозировать усилие на рычаг бывает практически невозможно, часто развивается занос, причём вне зависимости от скорости автомобиля. Использование ручного тормоза в зимнее время года имеет свои определенные особенности, в частности, сцепление задних и передних колёс с асфальтом может различаться, что приводит к ухудшению интенсивности замедления автомобиля, так и к потере контроля над машиной.
При использовании ручного тормоза необходимо также учитывать скорость автомобиля. Естественно, что безопасно затягивать такой ручник можно лишь на относительно небольшой скорости. Тогда как на автомагистрали, затянув ручник на скорости больше 100 километров в час, водитель рискует не только улететь в кювет, но и вовсе перевернуться. Большинство инструкторов по экстремальному вождению рекомендуют пользоваться ручником во время движения лишь в крайнем случае, на сухой и ровной дороге и на невысокой скорости.
Правильное обслуживание
Ручной тормоз, как другая система в автомобиле, потребует грамотного обслуживания. Необходимо проверять состояние тросиков, а раз в 50 тысяч километров в зависимости от стиля управления автомобиля менять колодки ручника, которые меняются отдельно от основных тормозных колодок. Выполняя такое грамотное обслуживание стояночного тормоза, можно быть полностью уверенным в том, что в экстремальной ситуации ручник не подведёт и остановит автомобиль.
Подведём итоги
В движении допускается использование ручного тормоза, которым в экстремальных ситуациях можно остановить автомобиль. Нужно лишь помнить о том, что действовать следует предельно аккуратно, плавно дозируя усилия на рычаг, при этом, по возможности, нужно отказаться от использования ручного тормоза на скользкой дороге и на высокой скорости.