С каждым годом популярность автоматических бесступенчатых коробок передач вариаторов неизменно увеличивается. Это удобная в использовании и простая в обслуживании трансмиссия, которая обеспечивает максимально возможную плавность хода автомобиля. Многих практичных автовладельцев беспокоят вопросы надёжности и ремонта таких агрегатов. Как часто они ломаются и можно ли восстановить вариатор без замены АКПП.
Надёжность вариаторов
Вам будет интересно:Обоюдная вина в ДТП: как осуществляются выплаты ущерба?
Первоначально, появившись в предложении японских автопроизводителей, коробки передач вариаторы не пользовались должным спросом, что объяснялось их посредственной надёжностью. Однако со временем конструкция бесступенчатой АКПП улучшалась, решились вопросы с надежностью, что неизменно сказалось на их популярности у покупателей.
Особенностью такого вариатора является отсутствие у него гидроблока, который на обычных автоматах часто выходит из строя, причём его ремонт представляет определенные сложности. Именно такую простоту конструкции многие производители авто и называли в качестве преимущества своих бесступенчатых КПП.
Вам будет интересно:Стоит ли обрабатывать автомобили жидким стеклом?
Однако, как и у любой другой технологии, у вариаторов имелись свои определенные недостатки. Это в первую очередь повышенные требования к сервисному обслуживанию агрегата. Автовладельцу необходимо будет своевременно проходить соответствующий сервис, меняя масло и используя для такой работы исключительно оригинальные трансмиссионные жидкости.
Ещё одним недостатком коробок данного типа является их заточенность на спокойный и размеренный ритм движения автомобиля. А вот при скоростном пилотаже, резких ускорениях и торможениях в пол такие трансмиссии быстро перегревались, что приводило к их серьезным поломках, устранение которых обходилось автовладельцам в круглую сумму.
Конструкция вариатора
Конструктивно такая коробка передач состоит из двух валов, на которые одета прорезиненная или металлическая цепь. Такая цепь может плавно перемещаться по шкивам, соответственно происходит ступенчатое плавное изменение крутящего момента, который передается на карданный вал. Действительно, в таких бесступенчатых трансмиссиях нет полноценного гидроблока, но все же имеется гидравлическая система и масляный насос, который поддерживает высокое давление в системе. Также такие АКПП полностью управляются автоматикой, которая часто сбоит и выходит из строя.
Эксплуатационный ресурс такой коробки передач будет зависеть от правильности ее обслуживания. Если автовладелец пренебрегает своевременной сменой масла и эксплуатирует АКПП в условиях повышенных нагрузок, то это часто приводит к ее преждевременному выходу из строя, а ресурс агрегата обычно составляет не более 100-150 тысяч километров. Тогда как при условии качественного сервиса такая бесступенчатая коробка передач прослужит 250 тысяч километров и более.
Симптомы поломок коробок вариаторов
Какой бы надёжной не была такая коробка передач и как бы правильно автовладелец не ухаживал за машиной, всё же полностью избежать поломок такого агрегата будет невозможно. Сложность ремонта и возможность полного восстановления вариатора будет зависеть во многом от того, как быстро автовладелец определил неисправности и доставил машину в сервис. Если же пренебрегать такими симптомами неисправностей, эксплуатируя машину до полного отказа АКПП, то в последующем такая трансмиссия просто не подлежит ремонту, а ее требуется менять на контрактную или новую.
Многие современные автомобили оснащены многочисленными датчиками и блоками самодиагностики, которые позволяют определить неисправности без посещения сервиса. Автовладельцу нужно будет сразу же после появления соответствующего сервисного сообщения на приборной панели доставить машину в сервис, где мастера разберут вариатор и выполнят его профессиональный ремонт.
Также симптомами неисправности вариатора являются рывки и толчки при переключении, а также появление различного рода посторонних звуков. Если в работе трансмиссии появился шум и шелест, это может свидетельствовать о проблемах с ремнем или износе подшипников. При всех таких признаках неисправностей необходимо сразу же обращаться в сервис, где с помощью комплексной диагностики можно определить конкретную поломку и устранить ее с минимальными затратами.
Распространённые поломки вариаторов
Чаще всего у вариаторов ломаются шкивы, и изнашивается ремень, появляются проблемы в системе смазки. В современных моделях ремень — это прочная цепь, состоящая из штифтов и пластин. В процессе использования агрегата может отмечаться износ боковых пластин, что приводит к рывкам и пинкам при изменении крутящего момента. Устранить износ шкива можно путем шлифовки повреждённых элементов, однако такой способ восстановления недолговечен и буквально через 15-20 тысяч километров пробега придётся вновь вскрывать вариатор и выполнять его капитальный ремонт.
Шкивы и подшипники также могут меняться на оригинальные запчасти с использованием соответствующих ремкомплектов. Только мастер с большим опытом работы с вариаторами от конкретного производителя сможет определить, подается ли восстановлению вышедший из строя узел или ремень, шкив и его подшипники требуют замены. Также могут отмечаться проблемы с клапаном маслонасоса, который забивается фрикционной пылью. В итоге, подвижные элементы плохо смазываются смазкой, отмечается их усиленный износ, а, в конечном счёте, вариатор заклинивает и восстановить его не представляется возможным.
Капитальный ремонт на вариаторах обычно требуется при пробегах более 250 тысяч километров. Это трудоемкая и сложная работа, которая на современных автомобилях может обойтись в сумму от 100 до 200 тысяч километров. При необходимости такого восстановления автомобиля его владельцу необходимо решиться, следует ли проводить капиталку вариатора или приобрести новую и бывшую в употреблении АКПП, которая может прослужить ещё в течение длительного времени.
Рекомендации автовладельцам
Обращаясь в специализированные сервисные мастерские уже при первых признаках проблем с вариатором, можно своевременно устранить поломки, что позволит несколько сэкономить, а не доводить до необходимости дорогостоящего капитального ремонта.
Автовладельцу необходимо на регулярной основе выполняется сервис масла и следить за его состоянием. Если в смазке появилась фрикционная пыли или жидкость поменяла свой цвет, то следует в обязательном порядке выполнить её замену.
Не следует нарушать правила эксплуатации автомобиля, стараясь избегать агрессивного стиля вождения, в том числе резкого разгона и торможения в пол.
Соблюдая такие простейшие правила, можно предупредить серьёзные неисправности у вариатора, продлить срок службы АКПП и всего автомобиля.