Экстремальные температуры можно поставить в ряд самых коварных врагов автомобиля. Как мороз, так и сильный нагрев негативно влияет на работу ответственных узлов техники, что сказывается и на эффективности ее эксплуатации, и на степени общей безопасности. Антифриз является одним из способов предохранения от неполадок, вызванных высокими температурами работы двигателя. Поэтому любому автомобилисту просто необходимо знать ответ на вопросы о том, как проверять антифриз и как правильно осуществлять его замену.
Что такое антифриз?
Вам будет интересно:Краткий обзор автомобиля «Рено-Латитуде»
Строго говоря, в контексте автомобильной тематики под антифризом понимается любая охлаждающая жидкость, обслуживающая моторную систему. В процессе циркуляции между двигателем и радиатором он помогает выводить ненужное тело, исключая риски перегрева деталей. Причем антифриз не только поддерживает собственную работоспособность при высоких температурах, но и сохраняет текучесть в условиях сильного мороза, что тоже имеет значение. Сохранять рабочее состояние данной жидкости помогает особое сочетание воды и этиленгликоля в составе. Например, температура кипения красного антифриза на основе чистого этиленгликоля составляет 197 °C, а замерзает этот состав при -13°C. Впрочем, «чистые» незамерзайки сегодня практически не используются во многом по причине экологической вредности и токсичности, поэтому тот же верхний порог кипения укладывается в 100-120 °C из-за включения смягчающих добавок.
Когда следует менять антифриз?
Вам будет интересно:Хорошие свечи зажигания: рейтинг, описание, фото
Практика показывает, что в среднем данную жидкость меняют раз в 2-3 года, хотя сами изготовители сегодня устанавливают максимальный срок службы антифриза на уровне 5, а то и 10 лет. Если перевести долговечность ресурса в показатель пробега, то речь может идти о 80-250 тыс. км. Чем же обусловлена необходимость обновления жидкости? К основным причинам относятся:
- Загрязнение. В процессе циркуляции состав неизбежно пополняется мелкими частицами технического сора и грязи. Как проверять антифриз на предмет загрязнения? Внешний осмотр вполне может дать достаточную информацию о состоянии жидкости – если цвет помутнел и на поверхности плавают отслоившиеся ошметки труб, то очевидно, что должна быть произведена замена.
- Утрата антикоррозийных качеств. Это касается добавок с модификаторами, которые исключают процессы окисления поверхностей металла. К слову, наличие в жидкости тех же частиц ржавчины прямо свидетельствуют о потере достаточных антикоррозийных свойств.
Проверка уровня антифриза
Для начала следует учесть, что антифриз может находиться как в специальном пластиковом бачке со стороны двигателя, так и в радиаторе. Что касается бачка, то на его поверхностях есть разметки «Max» и «Min» – по ним и определяется критический уровень понижения или переполнения. В зависимости от текущей температуры жидкость может расширяться и тогда показатель будет неточным. Как проверить антифриз в машине, чтобы фиксировались максимально точные данные? Специалисты рекомендуют делать проверку при неработающем и холодном двигателе. Более того, в случае с радиатором при открытии крышки горячий антифриз может выплеснуться, нанеся химические ожоги. Поэтому в обоих случаях система охлаждения должна быть остывшей.
Проверка плотности антифриза
Данный показатель является одним из ключевых параметров, указывающих на эффективность жидкости с точки зрения выполнения задач охлаждения. Конкретные требования к величине плотности могут меняться в зависимости от технических условий применения, показаний к тепловой защите двигателя и набора присадок. В среднем же считается нормой диапазон от 1,04 до 1,11 г/см3. Как проверить плотность антифриза без помощи специалистов? Для этого потребуется прибор под названием ареометр. Это небольшое устройство с поплавком, последние версии которого также позволяют определять температуру жидкости. Что касается техники применения ареометра, то от пользователя требуется лишь зачерпнуть в бачке небольшое количество антифриза пипеткой прибора, после чего подождать пока поплавок зафиксирует свое положение в колбе. Его показания и укажут на величину плотности испытываемого состава.
Промывка системы
Обязательное условие перед заливкой нового антифриза – обеспечение чистоты поверхностей того же бачка, радиатора и трубных коммуникаций. Слив старый антифриз, необходимо промыть все контуры его циркуляции для удаления следов ржавчины и всевозможных отложений. Делается это при помощи специальной автохимии. Она заливается на место антифриза в том же объеме, после чего все крышки закрываются и запускается двигатель. Минут 15-20 следует дать поработать силовой установке до момента достижения пиковых температур, после чего выключить агрегат и слить промывочный состав. Далее аналогичная операция повторяется с теми же условиями, но вместо химии применяется дистиллированная вода.
Как правильно доливать антифриз?
Сразу надо разграничить форматы долива и полного наполнения системы новым антифризом. Именно доливать жидкость следует лишь в крайних случаях, так как вопрос совместимости составов разных типов очень важен. Так, многие неопытные автомобилисты по ошибке сочетают антифризы одинакового цвета, полагая что схожесть оттенка также указывает на родство эксплуатационных качеств. На деле же цветовая фактура никак не отражает характеристики состава – под тем же красным цветом могут выпускаться смеси с разными наборами присадок и модификаторов. Но как проверять антифриз на соответствие уже залитому составу? Способ один – только посредством детального анализа данных о смеси в документации, и то – даже принадлежность к одной группе не даст гарантии благоприятного рабочего эффекта. Что же касается полной замены, то в этом случае после промывки антифриз заливается при высокой температуре. И после наполнения следует оставить двигатель в работе на некоторое время, что позволит жидкости равномерно распределиться по всем контурам, вытесняя воздушные пузыри.
Смешивать ли антифриз с водой?
Целенаправленно разбавлять антифриз водой для экономии не стоит. Если жалко выливать исправно работающий состав, но его уровень недостаточно высок, то есть смысл добавить отфильтрованную или дистиллированную воду для поддержания объема. Например, если до нормативного уровня не хватает порядка 200 мл. Но можно ли разбавлять антифриз водой, если речь идее о больших объемах недостающего состава? Теоретически можно, однако, как и в случае с совмещением двух антифризов, повышается риск изменения эксплуатационных свойств. Применение воды предпочтительнее в том смысле, что она не ведет к крайним модификациям антифриза с выпадением определенных компонентов в осадок. Тем не менее, при больших пропорциях смешивания она вполне может ослабить антикоррозийные качества и понизить пределы температурной стойкости на 15-20%.
Заключение
Охлаждающая жидкость – важнейший компонент в поддержании работоспособности автомобильной техники наряду с моторными и гидротехническими смазочными маслами. Но в данном случае крайне важны нюансы диагностики и применения смеси. Например, как проверять антифриз, чтобы не ошибиться в дальнейшей тактике его замены? Как минимум, важно использовать для этого исправные приборы и приспособления, а также ориентироваться на официальные требования к эксплуатации автомобиля и его двигателя. Помимо этого, необходимо помнить о специфике антифризов как химически опасных веществах, тщательно продумывая и вопросы личной безопасности при обслуживании системы охлаждения.