Случаи мошенничества на АЗС в России и странах СНГ – не редкость. Несмотря на достаточно высокую стоимость топлива, владельцы крупных и мелких сетей, торгующих топливом, постоянно внедряют схемы, чтобы урвать с автовладельцев дополнительные деньги в виде недолива горючего. Каждый день ушлые предприниматели выдумывают все более новые и изощренные способы отъема денег у населения. Автомобилисты хотели бы узнать, как обманывают на заправках, чтобы не попадаться на уловки хитрых операторов АЗС, и что нужно делать, если все-таки обманули.
Как выглядит обман на АЗС?
Вам будет интересно:Моторное масло 5W40 Mobil Super 3000 X1: описание и отзывы
Если вдруг стало казаться, то машина потребляет больше топлива, чем раньше, то следует обращаться в сервисный центр или к официальному дилеру, который продал автомобиль. Если специалисты исключат неисправности автомобиля, тогда рекомендуется внимательней присмотреться к заправке, где часто заправляется машина.
Чаще всего в “расходе топлива” виноваты работники заправочной станции. Они попросту не доливают топливо в бак автомобиля, а затем сливают его в канистру и далее или используют для своих личных целей, или же продают, получая незаконную выгоду. Операторы и заправщики не боятся даже специалистов ФСБ, которые иногда проводят проверки АЗС, чтобы пресекать случаи мошенничества, ведь на украденном у автовладельцев топливе такие “бизнесмены” делают по несколько миллионов рублей в год.
Вам будет интересно:Самые надежные паркетники: обзор, характеристики, производители
Особенности работы АЗС
Недолив топлива в бак обеспечен на любой заправке. Разница лишь в количестве литров, а это уже зависит от жадности смены и количества топлива, которое покупает водитель. Зачастую недоливают от 1 до 3,5 литра бензина на каждые 10 литров. Если автомобилист приобретает 20 литров, то недолив составит от 2 до 4 литров. Если оплачено 50 литров, то 8 литров недолива – это обычное дело.
Технические это реализуется при помощи небольшой платы, установленной в неприметном месте внутри колонки. Если колонка старая, со стрелками, то и электронной платы не требуется – достаточно соединить контакты проводом. Также недолив реализуется заправщиком.
Непрерывные схемы недолива топлива практически не применяются – иногда АЗС посещает транспортная инспекция для контрольных закупок в мерные емкости. Когда водитель начинает разбираться в причине недолива, то дополнительную электронику отключают, и колонка начинает работать честно.
Вам будет интересно:Подготовленный УАЗ: понятие, характеристики, технические улучшения и отзывы с фото
Надежды автомобилистов, что новые электронные колонки невозможно обмануть, наивны. Это компьютер, а значит в умелых руках он будет показывать водителю то, что нужно. Обман очень элегантный и чувствительный к объему покупаемого топлива.
Почему все именно так?
Обман на АЗС был заложен в этот бизнес изначально. Еще давным-давно существовала система приема персонала заправки на работу, когда владелец объявляет работнику, сколько он должен платить с каждой тонны проданного топлива. Если этот план не платить, то человека уволят и возьмут другого.
Бензин имеет свойство куда-нибудь утекать, испаряться, уменьшаться в объемах при остывании. Обманывают заправки даже бензовозы. Недостачу же операторы вынуждены покрывать самостоятельно из своего кармана.
В торговле, и дело касается не только АЗС, иногда случаются инспекции или же недостачи, а учитывая мизерные зарплаты заправщиков/операторов, откупиться нелегко.
Виды мошенничества
Заправиться на любой заправке без обмана можно, если знать основные способы, которыми пользуются операторы, заправщики и владельцы АЗС. Сейчас банальный недолив встречается реже, и “предприниматели” придумывают все более изощренные варианты. Зная эти способы, водитель сможет увидеть попытки обмана и примет меры.
Измененное ПО
Вот как обманывают на заправках, это популярная схема. Программное обеспечение колонки настраивается так, чтобы на колонке отображалось поступление в бак автомобиля, к примеру, 10 литров, а реально заливалось 8. Работает формула N-2.
Есть реальный пример. По результату рейдов ФСБ специалистам удалось выйти на некоего хакера – Дениса Заева. Программист сумел разработать вирус, который он продавал руководителем заправочных станций. Чаще всего продавалась не только программа, но хакер также получал часть украденного дохода – несколько сотен миллионов рублей. Аналогов данному программному обеспечению не существует. Сложность в том, что выявить вредоносную программу не могли не только специалисты контроля качества АЗС, но и сотрудники МВД. У ФСБ получилось установить вирус только при помощи оперативных мероприятий.
ПО внедрялось в систему суммарных счетчиков на заправочной колонке, в оборудование технического пролива и в контрольно-кассовый учет. Схема работала по следующему сценарию.
Как известно, на АЗС имеются резервуары под топливо. Один из них намеренно оставлялся пустым. В каждую заправку, которая оплачена автомобилистом, в бак не попадало от 3 до 7 от оплаченного объема. Но на мониторе оператора заправки и на колонке отображалось, что в бак залит весь объем. Процент недолива попадал в свободный резервуар, естественно, что никаких записей в системе об этом не делалось.
Далее, когда резервуар наполнялся, топливо продавалось, а вирус не отображал в учетной системе эти сделки. Таким образом все деньги прямиком шли в карманы участников схемы. Хакер задержан. Он и поделился с правоохранителями, как недоливают бензин на заправках, но дело его продолжает жить, пусть и в виде других электронных решений и в других масштабах
Человеческий фактор
Автолюбители, решившие заправиться, всегда рады, когда к машине подходит заправщик и предлагает наполнить бак. Но заправщики работают не из добрых побуждений и даже не по причине зарплаты. Если в среднем не доливается в один бак бензин на сумму в 15 рублей, то за дневную смену удается заработать более 2 000 рублей. Вот как обманывают на заправках. Владельцы сетей АЗС не берут на работу заправщиков с опытом работы, ведь те уже знают все схемы.
Недолив на сдачу
Так делают чаще всего на АЗС, расположенных на трассах. Работник, производящий расчет, говорит, что в кассе нет сдачи с больших купюр, и чтобы выйти из данной ситуации, можно залить еще топлива. Водители не обращают внимание на то, сколько топлива залито, и спокойно уезжают.
Бензин задерживается в шлангах
Такой подход используется там, где колонки щелкают в процессе заправки. После этих щелчков подача бензина прекращается. Бензин из шлангов выльют через некоторое время после того, как пистолет будет повешен. Чтобы избежать этого, нужно подождать около 20 секунд, чтобы бензин из шланга вылился в бак.
Перегиб шланга
На шлангах заправочных колонок могут быть перегибы, или же они туго скручены. Это делается намеренно. Ведь в уголках скапливается определенный объем бензина. Чтобы вылилось все, что оплачено, нужно расправлять сгибы, если они имеются.
Можно ли заметить обман?
По датчику уровня топлива в машине заметить недолив бензина на АЗС невозможно. Это невозможно, даже если установлен бортовой компьютер. Вообще доказать недолив практически невозможно. Он в большинстве случаев всегда в пределах тех остатков, на которых водитель приехал.
Если заправлять топливо в канистру, тоже невозможно заметить. Ведь тогда или не обманывают совсем, или обманывают, но чуть-чуть. Ведь все знают, как неохотно отпускают бензин даже в металлическую канистру – каждый раз вес канистры разный, даже если покупать на АЗС "Роснефти" одинаковый объем топлива.
Как избежать обмана
Не нужно допускать, чтобы начало процесса заправки проходило без автомобилиста. Счетчик должны сбросить непосредственно на глазах. Должен отсчитаться каждый оплаченный литр. При этом не должно быть резких скачков, это допустимо только в конце процесса, когда доливаются копейки. Это единственное, что может сделать сам автовладелец.
На заправках, где есть заправщики, также нужно следить за всем перечисленным. Кроме того, стоит следить, чтобы руки заправщика не нажимали ни на какие кнопки и не лезли внутрь колонки.
Но и это не спасение от недолива. Если система АЗС встроенная и управление ею осуществляется дистанционно, то в большинстве случаев система покупается у грамотных специалистов за большие деньги.
Куда жаловаться при обмане
Разобравшись, как обманывают на заправках, автолюбители хотели бы также узнать, куда жаловаться в таком случае.
Не рекомендуется тратить время и нервы на перепалки и ругань с персоналом АЗС или с владельцами. Они и так в курсе, ведь собственноручно заказывали изготовление средств для отъема денег у покупателя бензина. Максимум, чего можно добиться, это бесплатные литров 10 бензина.
И что делать, если обманули на заправке? Можно подать жалобу вышестоящему руководящему составу компании, которой принадлежит АЗС. Также обязательно подается жалоба в налоговую, торговую и транспортную инспекцию. Обычно после этих проверок желание обманывать покупателей на время пропадает.
Заключение
Откуда вся эта информация? Из личного опыта заправщиков, которые не один год отработали на АЗС "Роснефть" и других подобных. Возможно, эта информация поможет кому-то экономить деньги.