Пока европейские суды шумно и со скандалом разбираются с европейскими же инженерами, которые не делают автомобили достаточно экологичными, отечественные автовладельцы становятся в очередь в СТО, чтобы отключить или удалить систему рециркуляции отработавших газов. Что это такое, почему система выходит из строя и как выполняется удаление ЕГР? Все эти вопросы рассмотрим детально в нашей сегодняшней статье.
Что такое ЕГР?
Вам будет интересно:Двигатель N52: особенности, устройство, ремонт и отзывы
Еще Джон Леннон призывал политиков дать миру шанс во время очередных акций протеста. В отличие от политиков, к этому призыву серьезно отнеслись специалисты по экологии, которые в попытке дать миру хотя бы небольшой шанс на спасение заставляют производителей автомобилей “душить” двигатели до крайних пределов. Внедрение системы рециркуляции отработанных газов или ЕГР должно было существенно сократить вредное воздействие оксидов азота в выхлопе автомобилей.
Это одна-единственная задача, которую решает система ЕГР. Существует много вариантов реализации системы, однако принцип действия всех их одинаковый – отработанные газы через специальный клапан подаются в двигатель, где догорают далее. Такой принцип позволяет понизить температуры горения, особенно в бензиновых двигателях. Ведь именно высокие температуры – это одно из условий образования оксида азота.
Вам будет интересно:Mitsubishi Space Gear: особенности, характеристики, отзывы
Больше ни на что другое в автомобиле система ЕГР не влияет. Это сугубо экологическая опция любых современных двигателей. Ресурс системы не вечный, он ограничен, особенно в условиях российской эксплуатации. Приходит время, когда рециркуляция отработанных газов перестает работать так, как она должна. И тогда выходом из ситуации является удаление ЕГР из системы управления двигателем. Для убедительности нужно сказать, что и нормально работающая рециркуляция отработанных газов на высоких оборотах и так не задействована, в аварийных режимах она также отключается – клапан полностью закрывается. Так предусмотрено в ЭБУ.
Бояться удаления ЕГР отечественному водителю не стоит. Самое неприятное последствие – это высокое содержание оксида азота в выхлопных газах. Но если все взвесить, то беспроблемная эксплуатация автомобиля, конечно же, перевешивает экологические проблемы, ибо нервы дороже, а экология и так плохая.
Как и почему ЕГР выходит из строя?
Среди типичных проблем с клапаном ЕГР можно выделить заклинивание, разрыв в цепи актуатора, датчика положения клапана, подсос воздуха. При этом по каждой из поломок можно назвать и другие типы неисправностей.
Заклинивание
В процессе сгорания любого вида топлива образуется сажа. В процессе эксплуатации она оседает в клапане, тем самым снижая его подвижность. И естественно, через какое-то время клапан уже не может двигаться. Здесь есть два варианта – клапан закрыт, либо открыт. Владельцу автомобиля повезет больше, если клапан заклинит в закрытом положении. В таком случае продукт сгорания, а именно сажа, не сможет попасть внутрь мотора. Кстати, сейчас практикуется программное удаление клапана ЕГР – в данном случае физически клапан остается на своем месте, однако программно он закрывается и отключается. Но это не самый лучший способ.
Вредит и открытое положение. Отходы сгорания попадут непосредственно в цилиндры двигателя. Если рассматривать, как работает система, то наблюдается интересная картина – в большинстве режимов работы двигателя клапан ЕГР закрыт и никак не участвует в работе силового агрегата – на высоких оборотах, при больших нагрузках.
Основной враг клапана – это плохие масла и низкое качество топлива. В основном это относится к дизелям, хотя к бензиновым двигателям тоже применимо. Хоть автовладельцев и пытаются убедить, что качество отечественного топлива европейское, но это справедливо далеко не на всех АЗС. И водители попадают на удаление ЕГР и сажевого фильтра.
Неисправность двигателя
Здесь может быть огромная масса различных вариантов. К примеру, любые причины, увеличивающие дымность работы двигателя, обязательно снижают ресурс работы системы ЕГР. Это засоренный воздушный фильтр, утечки воздуха из системы наддува, протекающие форсунки, закоксованные поршневые кольца. Это важно, особенно для тех, кто хочет, чтобы ЕГР работала.
«Суицид» ЕГР-клапана
Клапан ЕГР может совершить своего рода самоубийство. Это одна из его конструктивных особенностей. Чтобы это понять, нужно рассмотреть физику процесса. На графике кривая интенсивности выработки оксидов будет расти при повышении температуры. Кривая, показывающая выработку сажи, будет падать. Где-то две линии пересекутся.
Чем меньше в выхлопе этих оксидов азота, тем лучше для экологии, но плохо для мотора. Инженеры пытаются получить максимально сбалансированное решение – уменьшить NO и не загубить мотор. Но чем меньше оксидов, тем сложнее жизнь ЕГР. В ходе эксплуатации клапан убивает себя сам.
Разрывы в цепи актуаторов и датчиков
Это редкая проблема, но периодически она случается. Ошибка будет в несоответствии между номинальным и фактическим положением ЕГР-клапана. Чтобы выявить, нужна качественная диагностика. Ремонт дорогой, поэтому лучший выход – удаление ЕГР или отключение.
Решение проблем с ЕГР посредством удаления
Если узел не работает, то адекватный владелец понимает, что ремонт дорогой. Замена и вовсе стоит заоблачных денег. Поэтому самый популярный способ решения вопроса – чип-тюнинг, удаление ЕГР или же программное отключение системы. Это дешево, надежно и без последствий.
Механическая часть процесса
В этом процессе существуют механические процедуры и программные. Механически решение вопроса сводится к перекрытию потока через неработающий клапан. Первое, что выполнит мастер-профессионал, это установит специальную заглушку. Это кажется легким, но на деле все сложнее. Не ставят заглушки из паронита или еще чего-нибудь на пути выхлопных газов – материал прогорит. Заглушка должна быть из хорошей стали, а лучше из нержавеющей, толщиной не меньше 3 мм. Удаление ЕГР на дизеле проводится примерно так же.
Демонтаж клапана вместе с охладителем может быть достаточно сложной задачей. Если клапан имеет охладитель, то на патрубки устанавливают заглушки. Это работает на М-серии от BMW. Но на «Фольксвагенах» или на БМВ N-серии такого охладителя нет, и система охлаждения кольцуется.
В большинстве сервисов с механической частью мастера справляются отлично. Но вот с программной частью при удалении ЕГР бывают ошибки, и причем часто.
Софт
Первым делом нужно программно запретить ЕГР-клапану открываться. Если программист найдет в прошивке карты системы рециркуляции, то это только половина дела – сложнее убрать ошибки по ЕГР, точнее осуществить полное программное удаление ЕГР. Тут некоторые специалисты делают слишком много, и под нож идет то, чего удалять не следовало бы. Далее проходит долгий и сложный процесс устранения последствий таких удалений. Это достаточно дорого.
А ведь нужно отключить и аварийный режим, в который система отправляет двигатель из-за неработающей системы. На некоторых авто нужно перекалибровывать карты по воздуху. Последний способ – скомандовать на закрытие клапана. Данный метод оправдан, но не всегда. Он хорош, когда до клапана физически не добраться. Надежность не абсолютна.
Заключение
Как видно из статьи, если система рециркуляции отжила свое или скоро отживет, то ремонтировать ее не выгодно, да и смысла нет. А удаление ЕГР не повлечет за собой никаких последствий. Машина будет ехать так же, как и ехала.