Многие наслышаны о военном американском внедорожнике Hummer. Его габариты и параметры проходимости впечатляют. Однако и расходы на машину немаленькие, включая стоимость, обслуживание, топливо, налоги. Аналогом русского «Хаммера» часто называют легенду отечественного автопрома ГАЗ-66 («Шишигу»). Автомобиль способен дать фору «американцу» на бездорожье, однако его экстерьер в оригинальном исполнении оставляет желать лучшего. Рассмотрим способы модернизации авто на базе указанного грузовика.
Исторические факты
Вам будет интересно:Мотоциклы байкеров и их преимущества
Многие источники информации утверждают, что опытные версии ГАЗ-66 разрабатывались с 1962 года. Серийный выпуск русских «Хаммеров» стартовал в 1964 г. Через четыре года машину оснастили специализированной системой централизованного контроля давления в шинах. Автомобиль получил "Золотую медаль" на «Современной аграрной выставке» в Москве (1966 год). Аналогичного приза машина удостоилась через год в Лейпциге. ГАЗ-66 является первым советским грузовиком, получившим государственный знак качества. Территория экспорта – все страны соцлагеря.
Оригинал рассматриваемого авто состоял на вооружении Советской и Российской армии (преимущественно в погранвойсках и ВДВ). Серийное производство модификаций прекращено в 1995 году. Последний образец вышел летом 1999 г. За все время выпущено около миллиона экземпляров.
Преимущества
У русского «Хаммера» на базе ГАЗ-66 выделяют несколько основных достоинств, а именно:
- неприхотливость в обслуживании и эксплуатации;
- надежность конструкции;
- достойный показатель проходимости;
- возможность использования по различному бездорожью.
Кроме того, рассматриваемый автомобиль оснащается самоблокирующимся дифференциалом на заднем мосту. Увеличенный дорожный просвет позволяет беспрепятственно преодолевать сложные участки трасс, невзирая на условия окружающей среды. Также к преимуществам «Хаммера» русской армии относят хорошую ремонтопригодность и доступность запасных частей.
Вам будет интересно:"Мазда 3" хэтчбек: отзывы владельцев
Способы переделки
Благодаря особенностям конструкции и отличным внедорожным параметрам ГАЗ-66 относится к наиболее интересным вариантам создания разных модификаций вездеходов. Еще один интересный фактор – обустройство внедорожника по своему усмотрению. Некоторые пользователи делают акцент на преобразовании металла, создавая единственную в своем роде и неповторимую модель автомобиля. Русский «Хаммер» на базе ГАЗ-66 представляет широкое поле деятельности для народных умельцев.
Не забывают конструкторы и об экстерьере, а также нюансах обустройства известных конкурентов, например, Hummer H1. Цена на оригинал для простых потребителей является неподъемной, в отличие от переделанного вездехода на базе отечественного грузовика. Рассмотрим варианты трансформации указанного авто.
Русский «Хаммер Партизан»
В готовом виде данная модификация внешне сильно копирует американский Н1. Базой для «Партизана» является 66-й ГАЗ, выдерживающий существенные нагрузки на бездорожье. На шасси монтируются штатные узлы, включая силовой агрегат, подвеску, раздаточную и переключающую коробку.
Рассматриваемый внедорожник - настоящая находка для тех, кому нравится демонстрировать свой статус, пуская пыль в глаза. Зато от низкокачественных реплик машина отличается добротной «начинкой» и довольно простой конструкцией. Базовая вариация русского «Хаммера» в указанном исполнении обойдется раз в 10 дешевле «американского коллеги». За эту сумму владелец получает максимально близкую копию Н1, построенную на надежной военной платформе. Проблем с ремонтом и поиском запасных деталей, как правило, не возникает.
Ходовая часть
«Ходовка» «Партизана» - это укороченное шасси ГАЗ-66. В переделанной машине сохраняются штатные узлы и агрегаты. Для сохранения низкой капотной линии и обеспечения требуемого центра массы конструкторы обновленного внедорожника сместили «движок» назад, опустив его глубже в раму.
При этом параллельно были изменены точки фиксации генератора и насоса гидравлического рулевого усилителя. Кузов в средней части представляет собой перекроенную кабину 66-го с остеклением унифицированной конфигурации. Капотная и задняя грузовая части сделаны из армированного стеклопластика, собранного по новым матричным шаблонам.
Русский «Хаммер Тигр»
Указанный внедорожник известен на мировом рынке под маркой Tiger HMTV. Он изготовлен отечественными инженерами по заказу партнеров из ОАЭ, был презентован на военной выставке в 2001 году (в Абу-Даби). В то время выбор сделали в пользу американского оригинала, однако российские производители тоже остались в плюсе. Они получили практически готовый к серийному выпуску джип, а арабы вскоре усовершенствовали «Тигр», назвали его Nimr.
Массовый выпуск русских «Хаммеров» указанной конфигурации наладили на машиностроительном комбинате в Арзамасе. На ГАЗе практикуется производство гражданской модификации.
Конструкция
Шасси у «Тигра» рамного типа, но бронированная версия вполне могла обойтись без нее. Цельнометаллический кузов ориентирован на транспортировку до 9 человек и 1,5 тонны груза. В штатную комплектацию вездехода входит гидравлический усилитель руля, поскольку управлять пятитонным «монстром» без него – нереально.
Кроме того, машина оборудуется торсионной колесной подвеской независимого типа от БТР, гидравлическими амортизационными элементами, поперечными стабилизаторами устойчивости. У раздаточной коробки предусмотрена возможность оснащения блокировкой межосевого дифференциала и самоблокирующегося аналога. В конструкции также имеется колесный редуктор, предпусковой прогреватель, электрическая лебедка, автоматическая подкачка шин.
«Бархан»
Это еще одна разновидность русского «Хаммера» (фото ниже). По сути, машина представляет собой вместительный пассажирский вездеход на ходовой основе ГАЗ-66, отличающейся высокой проходимостью. «Бархан» обладает низким размещением центра тяжести, прекрасной устойчивостью при перемещении по пересеченной местности. Автомобиль оснащен самоблокирующимися дифференциалами кулачковой конфигурации, а также гидроусилителем рулевого управления.
Машина может оборудоваться централизованным блоком контроля давления в колесах, а также лебедочной установкой, тяговое усилие которой составляет 3,5 т/с. Кузов вездехода – цельнометаллического типа с пятью дверьми, фиксируется на раме при помощи стремянок и подушек из резины. «Бархан» оснащается вентиляционной и отопительной системой, поворотными форточками, опускающимися дверными стеклами. Капот совместно с крыльями поднимается вперед, освобождая доступ к мотору, системе передней подвески и рулевым механизмам. Для удобства посадки предусмотрены подножки и ручки для пассажиров.
Особенности
Русский военный «Хаммер Бархан» имеет несколько версий расположения людей и оборудования. В пассажирской версии вместимость составляет до 12 человек, вторая комплектация предусматривает посадку семи людей и 0,7 тонны груза. При этом имеется возможность буксировки прицепного устройства до 1,5 тонны. Пол в кабине имеет специальные отсеки для фиксации сидений, что дает возможность быстро переоборудовать салон из пассажирского вида в грузовой вариант.
Доступ внутрь осуществляется через четыре боковые двери и багажный отсек. Приличный по габаритам верхний люк может служить как для вентиляции, так и в качестве запасного выхода. Штатные модификации представлены в нескольких исполнениях:
- грузопассажирская версия;
- «люксовая» модель;
- бронированный инкассаторский автомобиль;
- патрульное транспортное средство.
Вездеход «Комбат»: описание
У русского «Хаммера» с экономичным двигателем (насколько это возможно) под наименованием «Комбат» отличительной чертой является массивный бампер спереди с явным намеком на таранный потенциал. Конструкция ветрового стекла состоит из трех отсеков, что позволяет снизить поражаемую поверхность. Передняя оптика посажена глубоко, что дополнительно свидетельствует о надежности брони кузовных панелей из высоколегированной качественной стали.
Левая пассажирская дверь отсутствует также в целях безопасности, нивелируя доступ посторонних лиц к охраняемому объекту. Несмотря на солидную массу, конструкция весом под 200 килограмм открывается довольно легко. Внутри бронированной капсулы сразу отмечают гнетущую тишину.
Интерьер
Русский «Хаммер Комбат» оснащается отделкой салона кожей, включая фронтальную панель. Потолочная часть обшита алькантарой в светлых тонах. Большинство фурнитуры – американского производства, из родных «примочек» - подрулевая кочерга-автомат и масса подстаканников. Однозначно определить оснащение интерьера можно как разумно-достаточное. В наличии – двухзонный климатический контроль, водительское кресло с электроприводом, потолочное размещение пульта для открывания багажника. В конструкции предусмотрен монитор на фронтальной части панели, а также навигация и выход в Интернет.
Стеклоподъемник предусмотрен один, контролируется при помощи мощных сервоприводов, которые опускают и поднимают бронированное стекло категории В-7, весом 50 килограмм. Прочие прозрачные элементы соответствуют классу защиты В-2, выполнены статичными. Опытные модификации «Комбата» внутри тесноваты, большую часть полезного пространства отбирают массивные кузовные панели. Для рослых людей посадка может показаться несколько неудобной. Диван сзади имеет мягкую набивку, вполне комфортен. На серийных версиях большинство недочетов устранили.
Управление
Управлять «Комбатом» (проект Т-98) можно с правами категории «В». Первому конструктору указанной серии, Д. Парфенову, удалось непостижимым образом удержать вес вездехода на уровне 3,5 тонны. Это на тысячу килограмм меньше, чем у гражданской версии американского Н1. Среди тяговых особенностей отечественной версии отмечают дизельный мотор «Дурамакс» объемом 6,6 литра с возможностью разгона до ста километров за девять секунд. Этот показатель – довольно неплохой для броневика, который априори не ориентирован на кольцевые скоростные гонки. Большинство подобных машин водят владельцы самостоятельно, причем львиная доля популярности приходится на легкобронированные версии.
Краткий итог
Если описывать характеристики вездехода, сооруженного на базе ГАЗ-66, можно отметить прекрасные внедорожные параметры. При этом машина остается по сути грузовиком. Водитель должен помнить о технике двойного выжима переключения передач, сниженной чувствительности рулевого механизма. Подвеска также дает знать о своей жесткости, даже если оснащается дополнительными гасителями вибрации.