15-01-2019 15:45

"Мозги" ВАЗ-2114: виды, принцип работы и диагностика

Автомобиль ВАЗ-2114 оснащается современным инжекторным ДВС. Работа силового агрегата полностью контролируется ЭБУ (электронный блок управления двигателем или "мозги" машины). Именно он отвечает за своевременную подачу топлива в коллектор, искры для воспламенения смеси, он несет ответственность за стабильную работу мотора во всех режимах. Давайте узнаем, как работают “мозги” ВАЗ-2114, каких типов они бывают, где находится ЭБУ, с какими неисправностями может столкнуться владелец, как диагностировать данное устройство. Эта информация будет полезной для каждого автовладельца.

Описание

Двигатель QD32: технические характеристики, устройство, ремонтВам будет интересно:Двигатель QD32: технические характеристики, устройство, ремонт

В качестве основного устройства ЭБУ ВАЗ-2114 используется микропроцессор. Главная его задача – полностью контролировать все системы двигателя при его запуске и во время работы в разных режимах и при разных нагрузках.

Электронная система по определенному алгоритму собирает все данные от датчиков в единое целое, а затем обрабатывает их. “Мозги” ВАЗ-2114 работают с этими данными для того, чтобы давать адекватную реакцию на любые изменения в системах автомобиля, а затем корректировать работу всех систем до установленной производителем нормы.

Суть блокировки на «Дастер»Вам будет интересно:Суть блокировки на «Дастер»

Электронный блок управления контролирует также и исполнительные устройства в автомобиле. Это система вентиляции, питания, зажигания, диагностики, а также холостого хода.

Структура памяти ЭБУ

“Мозги” ВАЗ-2114 характеризуются трехкаскадной системой памяти. Каждый каскад отличается наличием отдельных рабочих модулей. Рассмотрим их подробно:

  • Каскад ОЗУ – это знакомое слово для тех, кто разбирается в устройстве и принципе действия ПК. Функции ОЗУ (оперативной памяти) в данном случае также не являются чем-либо новым. Вышеназванный каскад представляет собой блок обыкновенной оперативной памяти, где обрабатываются текущие рабочие сессии.
  • Блок ППЗУ (программируемое постоянное запоминающее устройство) – это долгосрочная память в ЭБУ ВАЗ-2114. Система содержит данные о том, когда водителю нужно проходить техническое обслуживание. Здесь же хранятся топливные карты, предыдущие калибровки, алгоритмы контроля. Также в данном блоке “мозгов” ВАЗ-2114 сберегается основная прошивка. Информация, находящаяся в этом каскаде, никогда не сотрется. Если провести аналогию с компьютером, то это устройство для постоянного хранения данных, они никогда отсюда не удалятся. При перепрошивке «мозгов» изменения вносятся именно сюда.
  • Следующий каскад – ЭРПЗУ (электрически репрограммируемое запоминающее устройство). Это отдельный модуль. Его основная функция – контролировать работу противоугонных систем. Раздел хранит кодировки, пароли, способы и особенности синхронизации информации между ЭРПЗУ и иммобилайзером в машине. Если вдруг по каким-то причинам пакеты данных не будут совпадать, двигатель автомобиля не запустится.

Iran Khodro Samand 2007: отзывы владельцев, технические характеристики, комплектация и расход топливаВам будет интересно:Iran Khodro Samand 2007: отзывы владельцев, технические характеристики, комплектация и расход топлива

Каждый модуль представляет собой отдельный блок. Соединения между ними выполнены так же, как и на материнской плате компьютера.

Где находится блок управления

Согласно особенностям конструкции автомобиля, “мозги” ВАЗ-2114 находятся под торпедой. Чтобы демонтировать электронный блок для ремонта или перепрошивки, нужно вначале разобрать туннель. Это можно сделать, открутив несколько саморезов со стороны пассажирского кресла. Оттуда же очень удобно подцепить саму пластиковую панель. Когда демонтаж будет закончен, можно будет увидеть отверстие, через которое легко дотянутся до ЭБУ. Он закреплен на металлическом фиксаторе.

Какие

Далее для окончательного демонтажа устройства необходимо взяться за фиксатор и поддерживать блок управления. После этого следует вывернуть болт и аккуратно вытянуть корпус блока управления. Заблаговременно следует обесточить бортовую сеть автомобиля.

Короткие замыкания – это враги любых электронных устройств. Но данное авто – это особый случай. При демонтаже нужно снять не только массу, но и плюсовую клемму. ЭБУ стоит дорого, он очень чувствителен к КЗ.

ВАЗ 2114

Нужно быть готовым к тому, что на б/у авто иногда ЭБУ в штатном месте может отсутствовать. Где «мозги» ВАЗ-2114 находятся, если в положенном месте их нет? Владельцу придется поискать этот блок.

Виды ЭБУ

ВАЗ-2114 – автомобиль уже достаточно старый. Но время не прошло для модели даром. Инженеры и специалисты по электронике постоянно работали над улучшением своего детища. Это касается и блока управления. Всего было выпущено восемь поколений ЭБУ. Они отличались не только своими техническими характеристиками, но и производителем.

Владельцу может быть интересно, какие “мозги” стоят на ВАЗ-2114. Чтобы это выяснить, достаточно просто визуально посмотреть на корпус блока. На нем имеется маркировка. В ней закодирован номер модели ЭБУ. Достаточно сопоставить то, что написано на блоке, с заводскими таблицами. Тогда станет ясно, что установлено в автомобиле.

"Январь-4" и GM-09

Если ЭБУ имеет маркировку 2114-141020-22, тогда это модель "Январь-4". Если последние символы - 10, 20, 20, 21, тогда владелец автомобиля имеет дело с блоком управления GM-09. Это самые первые версии ЭБУ для данных автомобилей. Этими блоками машины укомплектовывались до 2003 года. Различаются они между собой некоторыми датчиками под стандарт ЕВРО-2. На рынке такие «мозги» можно купить по цене до шести тысяч рублей.

Прошить

Bosch М1.5.4, "Ителма 5.1", "Январь 5.1"

Если на авто установлена прошивка Bosch, то на корпусе можно будет увидеть следующие символы – 21114-1411020. Если цифры 2114-1411020-70, 71, тогда это "Ителма". Если последняя цифра 72, тогда это "Январь 5.1". Это блоки второго поколения, представляющие собой уже более универсальные решения, которые встречаются на ВАЗ-2113 и 2115.

Что касается принципа функционирования «мозгов» ВАЗ-2114 на 8 клапанов, то ЭБУ полностью идентичен. Эти блоки устанавливались на машины даже после 2013 года, так как прибор получился очень успешным. После 2013 года модификация "Январь 5.1" стала выпускаться в трех вариантах. Основные различия заключались в контроле впрыска. ЭБУ от "Ителма" и "Январь 5.1" сегодня можно купить по цене от восьми тысяч рублей. ЭБУ "Бош" устанавливали преимущественно на экспортные автомобили, но предлагаются они по примерно такой же цене.

Bosch M 7.9.7 и "Январь 7.2"

"Январь" устанавливался в большом количестве моделей, в зависимости от объема мотора и типа комплектации. Например, на 1,5-литровом восьмиклапанном моторе были установлены ЭБУ от "Автел", имеющие гриф 81 и 81 ч. Такие же “мозги”, но от "Ителмы" маркировались грифами 82 и 82ч. "Бош" устанавливался на экспортные автомобили. Маркировка таких ЭБУ следующая: 80 и 802 для ЕВРО-2 и 30 для стандарта ЕВРО-3.

30-я серия ЭБУ "Бош" устанавливалась и на 1,6-литровые силовые агрегаты. Так как изначально ПО разрабатывалось под объем 1,5, наблюдались значительные сбои или система полностью отказывала. Поэтому позже выпустили специальную комплектацию с маркировкой 31ч.

Изготовленные для внутреннего рынка автомобили с двигателем 1,6 оснащались блоками от "Автел" и "Ителма". Первые серии от "Автела" имели пометку 31. Ей были свойственны те же ошибки, что и у "Бош" 30-й серии. Позже недоработки устранили в версии 31ч. В связи с проблемами у конкурентов, автовладельцы отдавали предпочтение блокам от "Ителмы". Удачная серия была выпущена под маркировкой 32.

Разновидности ЭБУ на ВАЗ 2114

Стоимость нового блока из этих поколений сейчас составляет примерно восемь тысяч рублей. Если нужен блок, бывший в эксплуатации, то на авторынке можно отыскать его по цене до четырех тысяч рублей.

"Январь 7.3"

Данная модель, изготовленная фирмой "Ителма", имеет маркировку 11183-1411020-02 с прошивкой “мозгов” ВАЗ-2114 Евро3. "Автел" выпускал ЭБУ под Евро 4. Это поколение сейчас наиболее распространено. Все восьмиклапанные авто, выпущенные после 2007 года, были укомплектованы именно им. Новые блоки этой серии можно приобрести по цене от восьми тысяч рублей.

Способы диагностики электронного блока

Так как автомобиль отечественный, то различные поломки и сбои – явление довольно частое. Если загорелся “чек”, тогда без применения специальных устройств для диагностики не обойтись. Если даже есть прибор, диагностика займет время.

Где

Больше всего владельцы хвалят устройство ELM-327. Оно простое в обращении и позволят стереть ошибки из памяти ЭБУ, а также прошить “мозги” на ВАЗ-2114. Большинство автовладельцев сразу же ее удаляют, если она есть. Но это неверный подход. Нет ни одной ошибки, которая бы возникала просто так.

Если вы их уберете, автомобиль не станет полностью исправным. Кроме того, удаление симптомов может привести к более плачевным последствиям. Но бывает и так, что ЭБУ вообще не отвечает на запросы диагностического оборудования и выдает ошибку, которую найти не получается. В данном случае осматривают корпус на наличие повреждений, затем проверяют предохранитель и блок на наличие перегревов. При серьезных механических повреждениях и деформациях электронное устройство подлежит замене.

Прошивка

Заключение

Мы рассмотрели, что такое «мозги» на ВАЗ-2114, изучили, какую функцию они выполняют. Как видите, ЭБУ – это главная электрическая деталь в автомобиле, от состояния которой зависит работа двигателя и всех остальных агрегатов.



Источник