Первая экспериментальная модель ЗИЛ-пикап была построена в 50-х годах прошлого века. Разработка велась в конструкторском управлении столичного завода имени Лихачева. Определение машины по назначению – грузовик малой грузоподъемности для перевозки горючего на период тестирования опытных правительственных лимузинов. Модель с удлиненной носовой частью и приземистостью корпуса смотрелась забавно и несколько вызывающе.
Благодаря неординарной внешности автомобиль получил прозвище «Чебурашка». Рассмотрим его характеристики и способы современного восстановления.
Вам будет интересно:Магическое преображение – особенности тюнинга «Фокус 3»
Вторая генерация
Снова о себе ЗИЛ-пикап напомнил в середине 80-х годов. На заводе для собственных нужд соорудили два образца «Чебурашек» на базе легкового авто ЗИЛ-4104. В качестве двигателя использовался мотор мощностью 315 лошадиных сил, который взаимодействовал с гидромеханической автоматической коробкой передач на три режима. «Близнецы» получили государственные номера 95-50 и 91-50 (МНП).
Вам будет интересно:"Киа-Спортейдж": расход топлива, комплектация, технические характеристики и мощность
Представители этой серии оснащались штатными кабинами от трехосного грузовика ЗИЛ-131, унифицированными бортовыми кузовами из дерева. На них устанавливались тенты, закрывающие три четверти каждой платформы по длине. Пикапы применялись для хозяйственных внутрицеховых целей пока проходили испытание пробегом.
Особенности
Яркая внешность пикапа ЗИЛ притягивала взоры прохожих и других водителей, словно магнитом. Не оставляли приземистого «Чебурашку» без внимания и сотрудники Госавтоинспекции. Грузовичок останавливали часто не для проверки документов и прочих формальностей, а чтобы поинтересоваться техническими особенностями редкого транспортного средства. Специалисты по достоинству оценили моторную часть, в которой располагался V-образный бензиновый «движок-восьмерка».
Интересные факты
Вам будет интересно:Выхлопная система ВАЗ-2109: назначение, устройство, техническая характеристика, особенности эксплуатации и ремонта
На автомобильном фестивале «Автоэкзотика» в 2012 году можно было увидеть красивый оранжевый пикап ЗИЛ (фото выше). Дизайнерское оформление слегка копировало шедевры иностранных конструкторов середины минувшего столетия. В целом машина смотрелась вполне прилично и гармонично. В ней сложно было узнать «Чебурашку», используемую в свое время для перевозки технического и измерительного оборудования.
Краткая справка. На рамную часть лимузинов ЗИЛ можно было монтировать разнообразные версии кузовов. Тогда-то и возникла идея создания небольшого грузовика. В то время при появлении на улице он шокировал абсолютно всех. Как ни печально, но этот проект быстро свернули, поэтому на свет появилось всего несколько экземпляров. Тем не менее нашлись и те, которым оказалось под силу восстановить преданный забвению автомобиль.
Переделка ЗИЛ-130 в пикап
Восстановлением «Чебурашки» решил заняться сотрудник автомобильного ателье вместе со своими помощниками. Первоначально, они разрабатывали идею строительства пикапа на базе «Волги». В качестве прототипа рассматривалась стилистика «Форд Ранчер» и «Шевроле Эль Камино». Кузов нового авто был практически готов, однако появилась загвоздка с поставкой мотора V-8. В итоге стали рассматривать другие варианты, в том числе и приобретение иной машины-донора.
Выручил конструкторов один общий знакомый, предложивший в разработку «Форд Е-250 Эколайн». Первый блин стал комом (когда пытались надеть на раму американца «волжский» кузов). Получалось довольно весело, но не более того. После череды долгих размышлений выручил случай. На глаза энтузиастам случайно попался бензовоз ЗИЛ-130. Пикап, фото которого приведено ниже, было принято сооружать на его основе.
И это не просто бездумное эмоциональное решение. Указанный грузовик оптимально сочетал в себе комбинацию лучших американских образцов 50-х годов, а именно:
- оригинальный округлый дизайн;
- стекло панорамного типа;
- широкие крылья;
- оптимальный размер под выбранную раму.
Подготовка
Активная работа по созданию пикапа с кабиной ЗИЛ-130 началась с поиска этого самого элемента. Подходящий вариант приобрели на геолого-разведывательной базе. Кабина с «родным» грузовиком работала с 1976 года на полюсе, оснащалась парным остеклением, спиртовой прослойкой, оконными решетками, меховым утеплением внутренней части. Правда, днище пришлось переваривать.
Вам будет интересно:Салон BMW E34: замена обшивки
Радиаторная решетка взята от первых версий 130 ЗИЛов. На поиски этой детали ушло много времени, поскольку сложно было найти не битый и не гнилой вариант. Снова выручил случай, решетку обнаружили в одном из автомагазинов, причем никто толком не мог объяснить, откуда она там взялась.
О доноре
Как уже упоминалось, в качестве донора использовали Ford E-250 Econoline, представляющий собой стандартный американский полноразмерный пикап. Его характеристики:
- длина – около 6000 мм;
- ширина – 2000 мм;
- вес в снаряженном состоянии – 2,3 т;
- рама – мощный лонжерон;
- ведущий привод – задний мост;
- трансмиссия – АКПП;
- рабочий объем мотора – 4,2 л;
- мощность номинальная – 200 л. с.;
- момент крутящий – 400 Нм.
В доноре сильно заметным был автобусный отопитель марки «Форд», отличающийся довольно внушительными габаритами. Установить данный элемент с кондиционером на вновь создаваемом автомобиле не удалось (ни в кабине, ни под капотом).
Продолжаем тюнинг пикапа ЗИЛ-130
Одним из основных этапов стало укорачивание рамной части. Эта необходимость возникла по причине не очень удобного управления пикапом с длинной базой. Проблемы возникают уже с момента выезда из гаража. В итоге: демонтирован кузов, карданный вал, бензобак, рабочие магистрали. После «обрезки» автомобиль приобрел совершенно иной вид.
Чтобы установить отечественную кабину на американскую раму, пришлось кардинально переделать днище и силовую структуру советской машины. В итоге нижняя часть кабины отдаленно напоминала комбинацию мусорного бака с куском гранита. Также серьезно подошли к переработке системы педалей. Изначальная посадка в «Чебурашке» неудобна, особенно для высокорослых людей. Педальный узел вынесли вперед на 150 миллиметров, что позволило несколько улучшить ситуацию. Стало возможным даже закинуть ногу на ногу (если отодвинуться назад).
Основные доработки
На данном этапе по созданию пикапа на базе ЗИЛ-130 велась работа с подвеской, поскольку авто ниже сделать не получилось. Связано это с реальной громоздкостью рамы, хоть кабина и зафиксирована на минимально возможной высоте. Фронтальные пружины укоротили на полтора витка. После резки больших элементов автомобиль лег на отбойники, потребовалась переделка. С задними аналогами пришлось повозиться, однако процесс прошел немного проще.
Среди основных проблем:
- сложность с отвинчиванием закисших и прикипевших крепежей во втулках серег;
- необходимость подбора определенной категории стали;
- длинная база и конструктивные нюансы крепления АКПП не дают уменьшить дорожный просвет, при его насильственном занижении машина просто ложится на «пузо».
В результате высота пикапа ЗИЛ составила 1900 миллиметров (стандартный параметр был 2400 мм). Передние колесные диски оставили прежними, однако немного увеличили колею посредством специальных проставок, резину выбрали R16 245/75. Сзади поработали разваркой, покрышки подошли типа R16 295-315/70. Немного времени выкроили для работы с крыльями, воплотив задумки в реальность. Дизайн получился уникальным, но с приверженностью к 50-м годам ушедшего века.
Второй вариант
Еще одна версия тюнинга пикапа ЗИЛ также имеет право на существование. Правда, она приведена пока в теории, поэтому поэтапного описания работ нет, зато имеется четкое представление об общем принципе проведения манипуляций.
Для начала:
Кабина и интерьер
Перекраивать саму кабину ради изменения пропорций – не имеет особого смысла. Пикап на базе ЗИЛа все-таки должен остаться грузовиком, хоть и с уходом в несколько иную классификацию. Взять хотя бы тех же американцев, которые активно создают уникальные пикапы на основе среднетоннажников. При желании можно установить двойную кабину, тогда некоторые переделки потребуются. Даже кабины пожарных «Чебурашек» в свое время подвергались подгонке, наращиванию и приварке.
Оснащение салона – еще одно направление для внедрения собственной фантазии и дизайнерских решений. В первую очередь необходимо обеспечить достойную шумовую и тепловую изоляцию, доработать сидения, руль, приборную панель, освещение. Далее – выбор элементов модернизации является практически неограниченным. Как вариант, можно оставить минимальное спартанское оснащение.
Грузовая платформа
Так уж сложилось исторически, что на родине пикапов грузовая часть автомобиля использовалась максимум для перевозки товаров из магазина или дров для пикника. На создаваемой модели можно делать то же самое. При необходимости допускается погрузка и транспортировка довольно тяжелых, но компактных предметов массой до нескольких тонн. Для изготовления указанного элемента потребуется еще пара передних крыльев, листовой металл и усиливающий профиль, крепящийся к основанию. Все детали подбираются с таким расчетом, чтобы могли выдержать нагрузку, на которую ориентировано шасси.
Если подытожить все указанные манипуляции второй версии тюнинга, можно отметить, что это довольно абстрактный проект. Для воплощения его в жизнь потребуется немало финансов, времени и сил. При этом никаких гарантий на возможность легального перемещения по дорогам вам никто не даст. Кроме того, потребуется участие нескольких разнопрофильных специалистов, которые помогут вывести и продумать все технические и конструкционные нюансы.
Краткий итог
Очень хорошо, что есть такие энтузиасты, которые вдыхают вторую жизнь в забытые или мелкосерийные советские транспортные средства. Многие из них были настоящим прорывом в автомобильной промышленности. Пикап ЗИЛ «Чебурашка» – один из интереснейших проектов, который вы можете оценить по достоинству.