Наверное, любой автомобилист хотел бы научиться самостоятельно ремонтировать свой автомобиль. Выполняя ремонт своими руками, можно не только получить нужный опыт, но и существенно сэкономить. Давайте научимся и узнаем, как выполняется замена блока цилиндров на бензиновых двигателях. Этот вид ремонта кажется сложным, но ничего сверхъестественного здесь нет.
Когда меняют блок двигателя?
Специалисты, которые ремонтируют двигатели годами, делятся с начинающими возможными причинами замены блока. Прежде чем менять блок, нужно провести тщательную дефектовку детали. Среди критических дефектов можно выделить трещины, кривые привалочные плоскости, кривизну после затяжки, повреждения на стенках цилиндров, повреждение резьбы и негерметичные заглушки.
Трещины в блоке
Вам будет интересно:Частичная покраска автомобиля: виды, особенности, технология
Если имеются трещины между рубашкой охлаждения в двигателе и масляными каналами, то это самый серьезный дефект, с которым только можно столкнуться. Если для замены блока цилиндров выбирается подержанная деталь, то ее нужно также тщательно изучить на предмет деформаций.
Вам будет интересно:Laufenn I Fit Ice LW71: отзывы владельцев о модели
Даже незначительные микротрещины приведут к тому, что охлаждающая жидкость смешается с маслом. Повреждения между рубашками охлаждающей системы и стенками цилиндров обязательно приведут к появлению антифриза в камере сгорания.
Микротрещины могут образовываться от перегрева, а также вследствие брака литья. В литом блоке могут быть раковины и другие дефекты. В случае с ГБЦ это также замена головки блока цилиндров ВАЗ.
Способы поиска трещины
Определить трещину можно по следующим симптомам. Это колебания температуры двигателя летом – стрелка датчика температуры скачет в сторону роста или уменьшения. Также определить, что блок треснул, можно по характерному троению под нагрузкой (например, при подъеме в гору).
Но далеко не во всех случаях можно обнаружить трещину невооруженным глазом. Часто трещина настолько маленькая, что для ее выявления используют технологию пневматической опрессовки, ультразвуковое сканирование, использование магниточувствительного оборудования и гидроконтроль.
Вам будет интересно:"Феррари": история бренда. Модельный ряд
Если специального оборудования нет, тогда в СТО пользуются способом диагностики с водой и воздухом. Суть в том, что внутрь блока цилиндров закачивают воду. Если она просачивается наружу, значит, имеется трещина.
Кривая плоскость
Данный дефект возникает по причине некачественных охлаждающих жидкостей. Но даже если в расширительный бачок заливать только дорогой качественный антифриз, идеальной плоскости не получится. Если выбирается бывший в употреблении блок, то степень деформации обязательно должна быть в пределах допуска. Тогда после шлифовальных или фрезерных работ не уменьшится объем двигателя и не повысится степень сжатия.
Чтобы узнать, кривая плоскость или нет, необходимо выполнить замеры с использованием высокоточных измерительных инструментов. Если кривизна в пределах допусков производителя, то блок еще можно использовать. В противном случае выполняется замена блока цилиндра.
Повреждения цилиндров
Это еще одна причина, по которой принимают решение о замене блока. Среди причин – задиры, естественный износ, выработка в виде конусности, овальности. Если задиры неглубокие, их можно убрать с помощью расточки под ремонтные размеры.
Проверка блока в домашних условиях
Увы, в условиях даже хорошо оборудованного гаража очень трудно проверить блок цилиндров. Чтобы дать точное заключение, необходимо выполнить опрессовку. В блоке глушат все отверстия охлаждающей системы. Далее деталь помещают в емкость с теплой жидкостью. Герметичность проверяют путем подачи воздуха под давлением в канал рубашки охлаждения.
Можно проверить ровность привалочной плоскости с помощью специальной линейки и щупов. На глаз определять наличие деформации не стоит – допуски измеряются в сотых долях миллиметра.
Цилиндры дефектуют с помощью нутромера. Это измерительный прибор для точного измерения диаметров отверстий. Измерять нужно в середине хода поршня, в начале хода, в местах перекладки поршня в нижнюю мертвую точку и в верхнюю мертвую точку.
Необходимый инструмент
Итак, блок не подлежит ремонту, и требуется замена блока цилиндров. Для этого понадобится большое количество инструментов. Обязательно понадобится набор торцевых головок и гаечных ключей, оправка для установки поршней в блок. Также потребуются динамометрический ключ, комплект прокладок и болтов для крепления ГБЦ.
Как разобрать двигатель - в общих чертах
Вам будет интересно:Автомобильные зимние шины Barum Polaris 3: отзывы. Barum Polaris 3: тесты, производитель
На самом деле ничего сложного в процессе работы нет. Весь процесс сводится к тому, чтобы снять с блока все навесное оборудование, все внутренние детали, элементы и собрать все это затем на новом блоке.
Первым делом нужно отсоединить от двигателя все провода, снять электронику, воздушный фильтр и его корпус. В итоге останется только сам силовой агрегат. Также нужно открутить и демонтировать все то, что в дальнейшем может мешать.
Далее можно отсоединить коробку передач. Эта операция ни у кого не вызовет трудностей, так как крепление КПП осуществляется болтами. Иногда проще снимать коробку после того, как двигатель демонтировать с автомобиля. Но в этом случае после замены блока цилиндров двигателя могут быть проблемы по монтажу мотора назад.
Далее снимают сцепление. Здесь также все сравнительно просто. Отворачивают болты, удерживающие корзину сцепления, а затем весь узел легко и удобно снимается с маховика.
Далее демонтируют приводной шкив на коленчатом валу. Для выполнения данной операции нужна плоская отвертка, а также подходящего размера ключ. Может оказаться полезным и газовый ключ. Первым делом фиксируют коленчатый вал – это делается блокированием маховика отверткой. Затем ключом откручивают гайку шкива.
Затем отворачиваются болты, удерживающие маховик, и деталь снимается. Под маховиком обычно установлена пластина – ее также следует снять. Далее с распредвала мотора снимают ремень либо цепь. Но это нужно делать, если головка блока еще не снималась.
Затем демонтируют распределительный вал, но иногда проще снять всю ГБЦ полностью. Головка блока цилиндров закреплена болтами или гайками на шпильках. Шпильки или болты лучше приобрести новыми в комплекте, если будет выполняться замена головки блока цилиндров ВАЗ.
На данном этапе можно переворачивать мотор и снимать поддон. Под поддоном картера имеется прокладка, и она потребует замены. Но в некоторых случаях удается обойтись герметиком-прокладкой.
Далее снимают масляный насос. Для этого откручивают крышку заднего сальника, демонтируют вал насоса и шестеренку привода. Откручивают болты и убирают фиксирующую скобу, далее отверткой аккуратно вынимают вал и шестерню. Шестерня эта очень важна для работы двигателя. Поэтому при замене блока цилиндров ВАЗ-2110 с ней нужно быть очень аккуратным.
Далее демонтируют детали в механизме шатунов и коленчатого вала. Здесь также нужны аккуратность и внимание. Детали хоть и кажутся одинаковыми, но не взаимозаменяемы. Каждая деталь индивидуальна.
Вначале снимают шатуны. Коленчатый вал поворачивают таким образом, чтобы два шатуна заняли свое верхнее положение. Затем с крышки шатуна откручивают гайки и бугель снимают. По крышке иногда придется слегка постучать молотком – по бокам детали. Далее извлекается шатун полностью вместе с поршнем – может выйти от усилия рук или при помощи молотка.
Далее снимают коренные крышки. Они зафиксированы гайками, и для каждой крышки должно быть строго свое место на новом блоке. Затем вынимают коленчатый вал, удаляют вкладыши и стопорные полукольца. На этом процесс разборки двигателя и блока цилиндров можно считать оконченным. Можно устанавливать новый блок и собирать мотор.
Особенности сборки
Сборку осуществляют в обратном порядке. При монтаже шатунов необходимо учитывать, что на каждом из них имеются отметки, сделанные производителем. На блоке они тоже есть – метки на блоке и шатунах должны совпадать.
При установке соблюдают левую и правую части. Шатун и его крышка идеально подобраны на заводе – пара индивидуальная. Заменять их нельзя. Чтобы установить поршень в цилиндр, понадобится специальная оправка для сжатия поршневых колец. Оправку можно приобрести в готовом виде или же сделать самостоятельно. Вкладыши шатунные и коренные монтируются таким образом, чтобы совпали замки на вкладышах и посадочных местах. Вкладыши перед монтажом смазываются маслом.
О замене заглушек
Иногда из блока двигателя течет масло или охлаждающая жидкость. Виной всему чаще всего становятся заглушки. Вследствие коррозии на них появляются дыры. Ремонтировать их нет никакого смысла, поможет только замена заглушки блока цилиндров ВАЗ.
Для того чтобы облегчить процесс, снимают все узлы, которые мешают. Отсоединяют трубу глушителя от коллектора, снимают кронштейн трубы насоса для подвода ОЖ, от карбюратора и ГБЦ отсоединяют шланги вентиляции картера. Демонтируют воздушный фильтр, шланги карбюратора, защитную крышку ГРМ. Далее снимают и сам ремень и шкив. Затем демонтируют ГБЦ.
Далее для замены заглушки блока цилиндров ВАЗ с помощью зубила и молотка заглушку проворачивают в корпусе блока. Деталь удобно вынимается плоскогубцами. В ином случае деталь высверливается. Наждаком чистят края отверстия. Перед установкой новой заглушки можно обработать посадочное место герметиком. Деталь запрессовывают молотком. Далее все собирается в обратном порядке.
После снятия ГБЦ стоит выполнить замену прокладки блока цилиндров. Это обязательно, так как прокладки одноразовые. В некоторых случаях допускается использовать герметик-прокладку.
ГБЦ
Нередко после дефектовки двигателя оказывается, что нет необходимости менять весь блок полностью и можно обойтись лишь заменой головки блока цилиндров. Меняют элемент по причине перегрева. Даже из-за незначительного перегрева может образоваться трещина на рабочей поверхности детали, в стальных вкладышах, между седлами клапанов. Также головку снимают для замены прокладки головки блока цилиндров двигателя.
Для демонтажа нужно снять все, что может мешать – это АКБ и провода зажигания. Далее лучше взять маркер, пометить все трубопроводы, шланги и снять их. Затем снимается все навесное оборудование.
После этого снимают крышку головки блока, ремень. Болты рекомендуется отворачивать очень аккуратно, используя схему, обратную затяжке. Когда головка снята, можно проводить с ней различные ремонтные работы (например, замену клапана головки блока цилиндров). Монтаж головки осуществляется в обратном порядке. Но при этом устанавливается новая прокладка и новый комплект болтов. Закручивать последние нужно с помощью динамометрического ключа с нужным усилием.
Заключение
Все двигатели устроены примерно одинаково, и с помощью данной инструкции начинающий автослесарь сможет разобрать мотор и заменить блок. Но обязательно необходимо учитывать особенности каждого мотора, даже если это замена прокладки блока цилиндров на ВАЗе. И тогда все обязательно получится.