Электровозы ЧС в Советском Союзе с 1960-х годов относились к категории самых мощных пассажирских тяговых локомотивов. Их заказ у чехословацких партнеров обусловлен необходимостью повышения скорости движения составов. Шестиосные новинки имели мощность на ободе колеса 2750 кет, в то время как существующие аналоги развивали не более 2000 кет. Рассмотрим характеристики и особенности этих легендарных железнодорожных тягачей.
Описание модели ЧС-2
Вам будет интересно:Где собирают "Ниссан-Х-Трейл"? Сколько заводов "Ниссан" в мире? Nissan в Санкт-Петербурге
Электровозы ЧС этой серии оснащаются кузовом сварной конфигурации, являя собой пространственную ферму с нижней основной рамой. Как на ЧС-1 и ЧС-3, у второй модификации усилие тяги и тормоза трансформируется на кузов через шкворневые элементы, которые жестко зафиксированы в рамной части и оснащаются снизу шаровыми сочленениями. Указанная конструкция допускает относительную поперечную сдвижку кузова и тележки (по 30 миллиметров в каждую сторону).
Масса кузова на тележечную часть передается посредством четырех боковых опор скользящего типа. Они агрегируют с поперечными балками, листовыми рессорами, маятниковыми подвесками. Усилие от рамы на колесные пары трансформируется при помощи резиновых амортизаторов. Конструкция буксового узла идентична сериям предшественников. В соединительных частях тележек имеются продольные балансиры, рессоры и пружинно-возвратные механизмы.
Вам будет интересно:Платиновые свечи зажигания: характеристики и отзывы
Чтобы чехословацкий электровоз ЧС лучше вписывался в кривых участках, гребни на средних парах колеса сделаны на 10 миллиметров тоньше стандартных образцов. Соединение тяговых электродвигателей предусмотрено в трех исполнениях: параллельном, последовательном и параллельно-последовательном. Переходы с одного соединителя моторной части на другой сделаны посредством шунтирования агрегатов на сопротивление.
Особенности
Если вас интересует вопрос, где серебряные контакты в электровозе ЧС, обратите внимание на контакторные элементы, которые предназначены для переключения секций сопротивления и изменения соединителей тяговых электродвигателей. Обмотка последних элементов идентична отечественной модели ВЛ-22и.
Переключатель имеет 48 позиций, 40 из них являются рабочими, остальные - подготовительными. Для снижения рабочего электрического поля используется отдельный регулятор на шесть позиций, оборудованный двумя десятками контакторов и электропневматическим приводом.
На рассматриваемых электровозах предусмотрены четыре мотор-вентилятора и пара компрессорных установок. Контроллеры машиниста и помощника имеют штурвал, реверсивную ручку несъемного типа, контрольный барабан со съемной рукояткой, рычаг ослабления поля. В качестве тормозной системы применяется конструкция Дако с кранами фирмы "Шкода". В устройстве этого узла предусмотрен регулятор скорости, который дает возможность повысить тормозной эффект с 80 до 130 % при увеличении скорости более 55 км/ч. Предельная эксплуатационная скорость составляет 140 км/ч, расчетный показатель - 60 км/ч. Масса локомотива - 114 тонн, с песком - 120 т.
Электровозы серии ЧС-4
Данный железнодорожный тягач начал создаваться на заводе "Шкода" в Пльзени. На то время, чехословацкий комбинат носил имя В. И. Ленина. Ниже приведены краткие характеристики описываемого магистрального локомотива:
- потребляемое напряжение в контактной сети - 25 кВ;
- показатель мощности - 5100 кВт/час;
- параметр скорости рабочей/максимальной - 101 (160) км/ч;
- тяговитость - 17900 кгс;
- масса тягача с песком - 123 т.
Конструкционные нюансы
Рабочие характеристики электровозов ЧС-4 существенно отличались от предшественников в лучшую сторону, в том числе и от ЧС-2. Кузовная обшивка вместе с кабиной машиниста и фермерной рамой сделаны из стеклопластика. Оригинальности внешности локомотива придавала округлая облицовка, выраженные буферные фонари, прожектор и панорамные ветровые стекла.
Рессорное подвешивание электровоза ЧС этой серии служило для передачи усилия с опорной части кузова на тележки с тремя осями. Рамы изготавливались при помощи сварки. Диаметр колеса, оснащенного обновленным бандажом, составил 1,25 метра. В плане тягового фирменного привода представлен узел "Шкода", включающий в себя валовый двигатель и карданные муфты. Кроме того, в систему входит тяговый редуктор с односторонним передаточным соотношением. Для сцепления с другими поездными единицами предусмотрена автосцепка конфигурации "СА-3".
Электрическая часть
На концевых частях локомотива имеется пара токоприемников (пантографов), обеспечивающих агрегацию с контактной сетью. Конструкция силового агрегата отлична от аналогов тем, что в ней непосредственное переключение выполняется в трансформаторной первичной обмотке, в отличие от серий типа ВЛ. За переключение отвечает регулятор "ПС" с 32 позициями.
Подобное решение обусловило подачу меньшего тока непосредственно на контакт при коммутации. В итоге, вес переключателя уменьшился, так как серебряные контакты электровоза ЧС-4 заменили медными аналогами. Тем не менее все элементы изоляции также изготавливались с учетом полного напряжения сетевого контакта.
Локомотивы ЧС-7 и ЧС-8
Эти электровозы имеют одинаковые конструктивные параметры, только седьмая версия ориентирована на постоянный ток, а "восьмерка" - на переменный. Тягачи предназначены для транспортирования скорых поездов на магистралях, которые имеют максимальную загруженность, параметр напряжения в контактной сети составляет 25 тысяч вольт, ширина железнодорожной колеи - 1520 мм
Электровоз ЧС, фото которого приведено ниже, от своего собрата отличается тем, что предназначен для эксплуатации от контактной сети постоянного тока (3 кВ), имеет иное расположение окон, а также конфигурацией оборудования на крыше, слегка удлиненной рамой и колесными телегами. При этом ЧС-7, по причине потребления увеличенной силы тока и наличия некоторых ограничений, развивает меньший показатель мощности. В отличие от модификаций ЧС-2 и ЧС-6, рассматриваемые локомотивы ориентированы на вождение удлиненных и тяжеловесных пассажирских поездов с меньшими скоростями.
Технические характеристики
Чтобы понять отличие последних видов электровозов, нужно рассмотреть основные параметры локомотивов ЧС-7 и ЧС-8. Они таковы:
- длина одной секции - 16,87 м;
- параметр высоты по кузову (по приемнику тока в опущенном состоянии) - 4,45 (5,12) м;
- предельная высота пантографа - 6,8 м;
- ширина электровоза - 3,0 м;
- база колес - 10,95 м;
- шкворневая основа секции - 8,0 м;
- база тележек - 2,95 м;
- колеса по диаметру - 1,25 м;
- радиус проходимых кривых мо минимуму - 100 м;
- вес в сцепке - 172 т (2 х 86):
- параметр нагрузки на рельс - 21,5 т;
- напряжение - переменный (25 кВ) или постоянный (3 кВ) ток;
- мощность тяговых двигателей - 7200 кВт;
- скорость конструкционная/ эксплуатационная - 180 (103) км/ч;
- тяга максимальная/в длительном режиме - 471/248 кН;
- показатель мощности тормоза реостатного типа - порядка 7400 кВт;
- передаточное соотношение редуктора - 2,64;
- предельная мощность отопительной системы в составе до 28 вагонов - 1500 кВт.