Отечественный вездеход «Тайга» серии ТМ-3 ГР представляет собой амфибию повышенной проходимости, ориентированную на перевозку различных грузов, а также монтирования разнообразного оборудования на платформенной части, крытой тентовой защитой. Части управления поворотами и общим ходом — автомобильной конфигурации. Техника оборудована шестиместным салоном, внутри можно организовать два полноценных спальника. Машина предназначена для эксплуатации на почвах с низкими несущими характеристиками (снег, пески, заболоченные грунты и тому подобное). Рассмотрим особенности, модификации и характеристики этих внедорожников.
Вам будет интересно:Автомобиль "Ока": расход топлива, технические характеристики, максимальная скорость и отзывы с фото
Гусеничные вездеходы «Тайга»
Указанная техника в штатном исполнении комплектуется следующим образом:
- автомобильные элементы управления, включая руль с гидравлическим усилителем либо рычажный контроллер;
- широкие гусеницы с открытым шарниром с эластичными вставками шириной 76 сантиметров;
- по требованию заказчика снегоболотоход может комплектоваться траками с шарниром из смеси резины и металла или аналогом открытого типа без уширителей (39 см);
- асфальтопригодными гусеницами с полимерными башмаками;
- основной двигатель — турбинный дизельный мотор «Кумминс» объемом 4,5 литра, мощностью 185 лошадиных сил;
- талевые грузовые устройства грузоподъемностью 250 или 900 кг;
- манипулятор кранового типа с возможностью подъема 0,9 тонны груза.
Вам будет интересно:Машина "Део-Матиз": отзывы владельцев, описание, технические характеристики, плюсы и минусы
Стоит отметить, что при необходимости техника может транспортироваться на длительные дистанции на тягачах МАЗ или КамАЗ.
Технические параметры
Вездеход «Тайга на гусеницах в стандартном исполнении обладает такими характеристиками:
- вес снаряженный — 6,53 т;
- показатель грузоподъемности — 3,0 т;
- число мест — 6;
- предельная масса буксируемого прицепного приспособления — 2,0 т;
- скоростной порог (на суше/воде) — 50/5 км/ч;
- вместимость резервуаров для горючего — 400 литров;
- колесная база/колея — 3,6/2,18 м;
- клиренс — 40 см;
- радиус разворота по минимуму — 2200 мм;
- допускаемый крен в стороны — 25 градусов;
- длина/ширина/высота — 6,48/2,94/2,6 м.
Вездеход каракат «Тайга»
Этот агрегат изготовлен по конструкционной схеме «Переломка». Его тактико-технические параметры приведены ниже:
- длина/ширина/высота — 3,1/1,85/1,5 м;
- колея дорожная — 1,43 м;
- база колес — 1,82 м;
- просвет дорожный — 48 см;
- вес — 0,5 т;
- тип силового агрегата — четырехтактный двигатель MTR 192FD-W;
- рабочий объем — 439 куб. см;
- параметр мощности — 16 л. с;
- количество цилиндров — один;
- перемещение поршня — 66 мм;
- разновидность горючего — бензин АИ-92;
- запуск — ручной и электрический старт;
- трансмиссия — модернизированный вариатор «Сафари» либо парный шкив;
- КПП — классическая схема с четырьмя рабочими режимами;
- тип сцепления — автомобильные диски;
- тормозная система — дисковая гидравлика;
- грузоподъемность вездехода «Тайга» 4х4 — 0,3 т;
- мест для посадки — одно;
- скорость максимальная по суше/на воде — 25/5 км/ч;
- Объем резервуара для горючего — 6 л.
В комплектацию снегоболотохода входит штатное сидение, светодиодные фары, облицовка мотора и капота, фронтальные крылья, места для сидения в кузове.
Особенности
Малогабаритные вездеходы «Тайга» оснащаются рамными деталями, которые усиливают конструкцию, гарантируя высокую точность соединения элементов. Поворотный кулак от ульяновских производителей упрочнен добавочной обработкой, агрегирует с более толстыми валиками и усиленными подшипниками ступиц.
Цепная передача предохраняется от механического воздействия и случайных ударов, дисковый тормоз перекочевал в конструкцию также с УАЗа. Отдельно стоит отметить усовершенствованный блок вала с эластичной муфтой и самофиксирующимся радиальным упорным подшипником. Благодаря доступности и разборной схеме основных узлов, машина показывает высокую ремонтопригодность. В поворотном кулачке имеется ШРУС, обладающий повышенной стойкостью к изнашиванию и увеличенным углом поворотов.
У кронштейна крыла вездехода «Тайга» не предусмотрен выступ, в качестве фиксаторов выступают болты с закругленными головками. Еще одним усилителем конструкции считают поддержку рулевой тяги, изготовленную из специального износостойкого материала (капорлона). Сам рулевой блок выполнен из цельного прутка с усилением в виде косынок.
Крылья машины не выступают за колеса, соответственно, не цепляются за кустарники и прочую растительность. По заказу можно дополнительно установить брызговики. От мотора на коробку переключения передач действие передается при помощи трехручейных шкивов, а корректировка натяжения ремней выполняется посредством сдвижки силового агрегата через специальные элементы. Конструкция рассматриваемой техники позволяет монтировать моторы мощностью от 9 до 24 лошадиных сил. Допускается установка бампера, усиленного по емкости аккумулятора и резинового ремня фиксации капота.
Эксплуатация
Запас хода вездехода «Тайга» по горючему с полной заправкой в 400 литров по шоссейной дороге составляет 800 км. Возможен монтаж дополнительных топливных емкостей, при необходимости. Фактический расход топлива варьируется в пределах 50-100 литров на 100 километров пути, в зависимости от нагрузки и типа покрытия.
Техника ориентирована на использование в условиях Сибири и Крайнего Севера, на грунтах с малой несущей способностью. Агрегат без проблем преодолевает водные препятствия глубиной до 1,2 метра. Более серьезные преграды машина форсирует вплавь. В гусеничном исполнении снегоболотоход рассчитан на безгаражное хранение и эксплуатацию в температурном диапазоне от -45 до +40 °C (на максимальной высоте над уровнем моря до 4,5 километров). На рассматриваемой технике в штатной комплектации монтируются гусеницы из металлических траков, изготовленных путем цельной штамповки, имеющим ширину 39 сантиметров. Усредненное удельное давление на почву составляет 0,3 кг/кв. см.
Регистрационные нюансы
Вездеход ТТМ типа «Тайга» на гусеничном ходу выпускается в соответствии со стандартами ГОСТ Р-50943-2011 и требований технического регламента, касающегося безопасности эксплуатации машин и оборудования. В России гусеничный снегоболотоход указанной марки подлежит регистрации в органах государственного технического надзора субъектов РФ. Чтобы законно управлять машиной этого типа, необходимо удостоверение категории «Е» (тракторист-машинист).