И по сей день существуют автомобили, параметры которых способны удовлетворить запросы современных водителей. Само собой, каждая из таких машин за долгие годы претерпела значительные изменения, однако в своей основе они остались такими же надежными, мощными и простыми в эксплуатации и ремонте.
В этой статье мы рассмотрим ТТХ автомобиля ЗИЛ-131. Этот легендарный грузовик благодаря своим показателям уже долгие десятилетия остается одним из лидеров на потребительском рынке.
Историческая справка
Вам будет интересно:Противобуксовочная система TCS на автомобилях "Хонда": принцип работы, отзывы
Прежде чем изучить ТТХ ЗИЛ-131, рассмотрим ключевые аспекты его создания. Этот автомобиль начал свой путь в 1959 году, когда перед работниками предприятия имени Лихачева была поставлена задача – улучшить модели 130 и создать модификацию 131. Такая цель перед производственниками была обусловлена принятым на XXI съезде планом по развитию народного хозяйства.
Вам будет интересно:Моторное масло для "Хендай Солярис": описание и отзывы
При этом для реализации задуманных депутатами СССР задач требовались именно грузовые машины, способные помочь человеку практически во всех сферах народного хозяйства. Стоит сразу же заметить, что советские армейцы имели на тот момент совершенно другой тягач, обладающий отличными параметрами от ТТХ ЗИЛ-131. Военный аспект был изначально ключевым во время разработки грузовика.
Начало производства
Невзирая на то что опытные прототипы ЗИС-130 начали проходить ходовые испытания еще в середине 1950-х годов, на конвейер она в итоге попала лишь в 1962 году. Такой большой разрыв от момента создания на бумаге до момента выпуска с завода обусловлен целым спектром проблем, с которыми успешно боролись довольно долго.
В конечном счете именно на базе ЗИСа и был спроектирован этот автомобиль. ТТХ ЗИЛа-131 были полностью отшлифованы лишь в 1966 году, однако это дало автомобилю возможность пройти успешно все запланированные испытания. 1967 год ознаменовался стартом серийного производства автомобиля.
Вам будет интересно:Замена ШРУСа на "Пассате Б5": пошаговая инструкция, особенности
Весьма большой по времени испытательный срок грузовика привел к тому, что его эксплуатационные показатели получили существенное улучшение. Кроме того, практически постоянно улучшалось базовое шасси машины. Все это позволило повысить проходимость и грузоподъемность агрегата и оптимизировать конструкцию рамы и двигателя. Кресло и водительская кабина получили передовую по тем временам эргономику.
Практически непрерывное внедрение инноваций позволило в 1986 году установить на машину новую силовую установку, которая в свою очередь подняла планку возможностей грузовика и уменьшила потери его эксплуатационных ресурсов.
Внешний вид
Рассматривая ТТХ ЗИЛ-131, отметим, что компоновка кабины грузовика – капотная. Конструкция ее всегда была и есть цельнометаллической. Однако непрактичная передняя часть со временем была заменена на образец от ЗИЛа-165. Мудреная форма решетки и крылья стали более простыми, но строгими.
На протяжении почти 40 лет экстерьер автомобиля менялся лишь в мелочах. Конструкторами было принято решение не прятать двигатель под кабину, так как это значительно ухудшало доступ к нему, что в полевых условиях значительно усложнило бы задачу по его ремонту и обслуживанию.
Кузов оборудован откидными бортами, кроме заднего. Для того чтобы натянуть тент, необходимо смонтировать специальные металлические дуги. Кроме того, на автомобиле можно устанавливать вместо грузового кузова медпункт, полевую кухню, ракетную установку, стрелу с люлькой и даже механизм для пожаротушения.
Водительское место
Кабина ЗИЛ-131 имеет каркасный тип. Снаружи она обшита листовым металлом, а внутри хорошо утеплена специальными материалами. Все это позволяет шоферу чувствовать себя комфортно в машине даже в лютые холода. Каждый подвижный элемент обладает резиновым уплотнителем, благодаря которому закрытие происходит герметично.
Приборная панель оборудована следующими приборами:
- датчик измерения уровня топлива;
- амперметр/вольтметр;
- спидометр;
- прибор определения давления масла;
- тахометр;
- термометр.
Рычаг переключения поворотов расположен непосредственно на рулевой колонке, а остальная система управления находится правее от тахометра на приборной панели. При этом управляющие рукоятки обладают удобной для обхвата рукой формой. Водительское и пассажирское кресла не могут похвастаться большим количеством регулировок, однако нахождение в кабине все равно довольно комфортное, так как инженеры разрабатывали сиденья из расчета антропометрии среднестатистического человека, поэтому подавляющее большинство водителей управляет машиной без какого-либо дискомфорта.
Вам будет интересно:Изменения в техрегламенте Таможенного союза с 11 ноября 2018 года
Кабина оборудована внушительными зеркалами заднего вида, угол обзора которых настолько велик, что водитель может спокойно обозревать все находящееся сзади даже при условии передвижения с длинным прицепом.
Силовая установка
Уделяя внимание ТТХ АЦ 131 ЗИЛ, отметим, что изначально машина создавалась с целью преодоления бездорожья, а потому двигатель ее должен был быть очень мощным. В итоге на машину поставили карбюратор от ЗИЛ-5081. У этого мотора V-образное расположение цилиндров, которых насчитывается 8 штук. Двигатель четырехтактный, объемом 5,97 литра. Диаметр цилиндра составляет 100 мм, а ход поршня – 95 мм. Мощность силовой установки составляет 150 лошадиных сил, а максимальный крутящий момент 410 Нм.
Благодаря мощному мотору автомобиль способен развивать скорость до 85 км/ч, а в составе автопоезда этот показатель равен 75 км/ч. Используемый тип топлива – бензин А-76, хотя вполне допускается использование бензина и с большим октановым числом.
Несколько слов о трансмиссии
Анализируя ТТХ ЗИЛ-131 (пожарный автомобиль в том числе) обязательно следует указать тип коробки переключения передач – 182ЭМ/6СТ-132ЭМ. При этом первая ступень имеет передаточное число 2,08:1, главная передача – 7,339:1.
Диск сцепления оборудован демпфирующими пружинами, основной задачей которых является смягчение процесса перехода между ступенями КПП. Отличительная черта машины - передний мост включается в автоматическом режиме при помощи специального электропневматического привода.
Электрическая система
Автомобиль обладает хорошо заизолированной и экранизированной системой бесконтактно-транзисторного типа, хорошо работающей даже в самых суровых климатических условиях. Установленные ранее экраны сводили практически к нулю возникновение помех во время зажигания, а превосходная герметизация гарантировала устойчивость контактов от коротких замыканий во время преодоления водных препятствий. Работа приборов происходит от аккумулятора напряжением 12 Вольт и специального генератора.
Подвеска и параметры
Спереди она является зависимой и работающей на двух рессорах, имеющих скользящие концы. Задняя подвеска – балансирная, с двумя рессорами и шестью штангами. Тормозная система барабанного типа с механическим и пневматическим приводом.
Основными ТТХ ЗИЛ-131 являются следующие:
- длина – 7000 мм;
- ширина – 2500 мм;
- высота – 2480 мм (2970 мм с тентом);
- клиренс – 330 мм;
- максимальный вес транспортируемого груза – 3,5 тонны;
- потребление топлива – 49,5 литра на каждые 100 км пути в смешанном режиме;
- радиус разворота – 10,8 метра;
- тормозной путь – 29 метров при скорости 50 км/ч.
Достоинства и недостатки
ЗИЛ-131, как и большая часть советской техники, оснащена отличным шасси, дающим шанс создавать разные модификации без каких-либо осложнений. Машина, благодаря своим техническим показателям, способна безаварийно работать в экстремальных условиях, всячески демонстрируя свою надежность. Автомобиль и по сей день применяется не только в военных, но и гражданских целях. Особой «фишкой» машины была дистанционная регулировка давления в шинах. В момент перехода на грунт можно было без проблем из салона снизить давление. Также была возможность осуществлять постоянную подкачку воздуха в процессе поездки при наличии незначительного прокола колеса.
Тем не менее, грузовик постепенно старел и порой был неспособен соответствовать более высоким требованиям для выполнения новых и сложных задач. Именно поэтому в 2002 году ЗИЛ-131 был окончательно снят с производства.
Авторазливщик
ТТХ АРС 14 ЗИЛ-131 соответствуют тем требованиям, которые выдвигаются к этому автомобилю как к перевозчику топлива и машине, способной транспортировать жидкости и растворы для дезинфекции и дегазации местности. В сфере коммунального обслуживания автомобиль используется для полива улиц.
Автомобиль ЗИЛ-131 имеет следующие параметры:
- длина – 6856 мм;
- ширина – 2470 мм;
- высота – 2480 мм;
- полная масса – 6860 кг;
- допустимый вес транспортируемых химикатов – 240 кг;
- вместимость цистерны – 2700 л;
- рабочее давление – 3 атм;
- боевой расчет – 3 человека;
- время подготовки всей станции к выполнению задачи - 4 минуты;
- период полного опустошения станции во время дегазации или дезинфекции - до 12 минут;
- полная масса всей станции с учетом расчета и рабочей жидкости - 10 185 кг.
Пожарник
Что касается ТТХ пожарного автомобиля ЗИЛ-131, то они имеют следующий вид:
- Полный вес – 11 050 кг;
- объем емкости для воды – 2400 л;
- модель используемого насоса – ПН-40У;
- максимальная скорость – 80км/ч;
- количество мест для боевого расчета – 7 вместе с водителем;
- вместимость баков для топлива – 170 литров;
- расход горючего – 40 литров на каждые 100 км пробега;
- длина автомобиля – 7640 мм;
- ширина – 2550 мм;
- высота в транспортном положении –2950 мм.
Машина АЦ-40 ЗИЛ-131, ТТХ которой были указаны выше, впервые сошла с заводского конвейера в 1969 году. Серийное производство автомобиля продлилось с 1970 по 1984 год. За период эксплуатации грузовика были выявлены такие недостатки, как плохое крепление волнорезов, расположенных внутри цистерны, неудовлетворительное крепление самой цистерны непосредственно к раме, что в итоге приводило к деформации и возникновению утечек жидкости.
Заключение
За весь период производства ЗИЛа-131 было выпущено свыше 1 миллиона машин в самых различных модификациях. Помимо использования автомобиля на территории СССР, его активно приобретали государства Азии и Африки. Стоит также заметить, что сам грузовик никогда не выпускался в дизельном исполнении.