До недавнего времени засекреченное производство специальных многоцелевых вездеходов ЗИЛ-49061 было мало изучено. В начале 90-х годов прошлого столетия предприятие-изготовитель преобразовалось в ОАО «Вездеход ГВА», после чего самыми интересными машинами стали именно «Синие птицы». Они относятся к аварийно-спасательным амфибиям, выпускаются в грузопассажирской либо грузовой модификации. Потребителям предлагаются как бензиновые, так и дизельные версии.
Общие сведения
Вам будет интересно:ВАЗ-2106: настройка клапанов. Пошаговая инструкция и порядок
Многофункциональный вездеход ЗИЛ-49061 представляет собой одну из последних разработок, проведенных СКБ завода под руководством В. Грачева. Машина стала результатом многолетних исследование и испытаний. Основное предназначение транспортного средства — спасение экипажей космических кораблей и проведение поисковых операций в сложных климатических условиях.
Аварийно-спасательную амфибию создавали не на пустом месте. За плечами конструкторов было существенное накопление опыта по разработке и эксплуатации аналогов типа ПЭУ и ЗИЛ-4909/49092, а также плавающих моделей под индексом 135. С учетом всех негативных и позитивных результатов, разработчики приняли основной вариант, который начали выпускать мелкими сериями. Главным конструктором выступил Ю. Балашов, ведущим испытателем — В. Воронин.
История создания
Вам будет интересно:Замена моторного масла: периодичность, сроки замены, выбор масла и порядок действий
Первые единицы спасательного автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ-49061 появились в начале лета 1975 года. Они предназначались для переброски в места дислокации посредством транспортировки в грузовых отсеках военно-транспортных самолетов. Изначально разрабатывалось две модификации: «Кран» (унифицированная версия с манипулятором) и «Салон» (грузопассажирский вариант).
Дополнительно в комплектацию входил облегченный шнекоход серии 29061 с силовым агрегатом от легкового авто, перевозился на «Кране». Бригада спасательного отряда указанной машины могла взять с собой данный агрегат, при необходимости, что облегчало перемещение по труднопроходимой местности. Все транспортные средства указанной линейки окрашивались в специальный ярко-синий окрас, чтобы не затеряться на снегу или в пустынных песках. За это техника получила прозвище «Синяя птица».
Особенности конструкции
Вездеход ЗИЛ-49061 оснастили силовым агрегатом с 8-ю цилиндрами ЗИЛ-130. Комплектация этого мотора отличалась от стандартной грузовой версии. Все элементы двигателя подобраны путем селекции из высококачественных заготовок и лучших отливок. Многие детали изготавливались в условиях штучного производства. Это обусловлено малой серией выпуска рассматриваемых амфибий, что давало возможность поэкспериментировать с комплектующими частями и узлами.
В качестве коробки переключение скоростей на вездеходе выступает надежный и простой механический блок с пятью режимами. Раздаточная коробка передач ЗИЛ-49061 «Синяя птица» оборудовалась межбортовым дифференциалом, обеспечивающим разную скорость вращения правых и левых колес, что часто выручает при передвижении по бездорожью. С «раздаткой» агрегирует демультипликатор планетарной конфигурации, служащий для контроля пониженных передач. Кроме того, от указанного узла приводились в движение гребные винты, при необходимости перемещения вплавь.
Ходовые параметры и кузов
Все три оси амфибии ЗИЛ-49061 «Синяя птица» оборудовались торсионной подвеской независимого типа. Увеличенный клиренс обеспечивался при помощи колесных редукторов, а тормозной механизм оснастили дисками. Привод у машины осуществляется на передние и задние колеса. Рулевое управление — с гидрообъемным запозданием поворота колес задней оси. Кроме того, осуществляется автоматическая коррекция относительно переднего аналога. Вместо водометов появилась пара гребных винтов, в отличие от предшественника серии ПЭУ.
Рамная основа и кузов у рассматриваемой амфибии построены из алюминиевых профилей и стеклопластиковой корпусной части. Форму и размеры машины конструкторы готовили особо взвешенно и внимательно. Все манипуляции проводились с учетом того, что транспортное средство не только должно обладать хорошими показателями плавучести, но и подходить для быстрой и частой переброски по воздуху.
Основная техническая задача заключалась в том, чтобы вездеход свободно помещался в транспортные отсеки вертолетов МИ-6/26 и самолетов Ан-12, Ил-76.Для этого высокий остекленный колпак машины сделали съемного типа, а высоту салона пассажирской версии уменьшили до необходимых параметров.
ТТХ ЗИЛ-49061
Ниже приведены основные характеристики рассматриваемого автомобиля:
- количество мест в салоне/кабине/на носилках — 4/4/3;
- вес полный (т) — 9,6/11,8;
- габариты (м) — 9,25/2,48/2,53;
- база колес (м) — 2,4/2,4;
- дорожная колея (м) — 2,0;
- клиренс (см) — 54,4;
- тип мотора — карбюраторный бензиновый двигатель, с восемью верхнеклапанными цилиндрами, размещен V-образно;
- объем рабочий (л) — 6,0;
- показатель мощности — 150 л. с. при 3200 оборотах в минуту;
- расход топлива ЗИЛ 49061 (л/100 км) — 50;
- масса снаряженная (т) — 8,31;
- скоростной предел по трассе/воде (км/ч) — 75/8,0;
- добавочное оборудование — средства спасения, радионавигационные устройства.
Оснащение
В крановом исполнении амфибия ЗИЛ-49061, фото которой представлено ниже, получила манипулятор с двухблочной стрелой. Боковая нагрузка идентична аналогичному показателю у ПЭУ-2. Особенности конструкции дали возможность сделать длиннее задний свес кузова, а в пассажирском исполнении — увеличить полезную площадь салона.
Хорошо продуманная форма кузова и множество штатных осветительных элементов сделали экстерьер машины привлекательнее, чем у предшественника. Грамотное сочетание параметров узлов и конфигурации нижней части корпуса способствовали развитию скоростных показателей на воде, больше чем у прежних модификаций.
Немало времени и сил разработчики потратили на оснащение транспортного средства современными навигационными и связными средствами. Новейшие комплексы, используемые на «Синей птице» с 1984 года, дают возможность точно определить сектор высадки разыскиваемых аппаратов, а также поддерживать обоюдную радиосвязь с экипажами летательных аппаратов.
У модификации «Салон» модернизировали климатическое оборудование. Рассматриваемая машина поступила на вооружение поисково-спасательной службы ЕГАСПАС в 1981 году. До 1991-го комбинат выпустил 12 моделей «Кран», 14 «Салонов» и пять шнековых мини-вездеходов. В дальнейшем указанные амфибии использовались службой МЧС, а также компаниями «Транснефть» и «Центроспас».
В завершение
Немалая часть спасательных автомобилей повышенной проходимости ЗИЛ-49061 до сих пор активно эксплуатируется, невзирая на солидный возраст. Нужно учитывать, что модификации в плане специфики проводимых операций не имеют отечественных аналогов. Имеющееся транспортное средство полностью отвечает предъявляемым требованиям и способно решать все актуальные задачи. В целом «Синяя птица» — одна из самых удачных разработок в своем сегменте.