Судьба украинского автомобилестроения в постсоветское время пошла извилистыми путями. С одной стороны вся технологическая база была рассчитана на внутренний советский рынок и на комплектующие из всех уголков огромного Союза. С другой - рынок сбыта ощутимо сократился, что потребовало от руководства предприятий гибкости в поиске новых покупателей и неуклонного усовершенствования продукции.
История модели
В этом плане Кременчугскому заводу было тяжелее других. Его продукция традиционно была ориентирована на ВПК, на труднодоступные местности и на специфические отрасли промышленности. Но российская оборонка прекратила закупки КрАЗов, а в прочих отраслях заводу было все труднее конкурировать с вездесущими МАЗами и КамАЗами. В этих сложных условиях и родился КрАЗ 6443, призванный совместить великолепную мощь и надежность автомобилей 200 серии с современными требованиями к комфорту, эргономике и поведению на асфальте.
Вам будет интересно:Интервью с Чжан Шоухэ, Geely: «Lotus в России будет!»
Машина была разработана еще в 1987 году в СССР, но в серию пошла уже в независимой Украине в 1992 году.
Модификации
У автомобиля существует три основных модификации. Основная - полноприводный трехосный КрАЗ 6443 со сдвоенными колесами на задних осях и одинарными на передних. Модификация 644301, предназначенная для холодных климатических зон. Наконец, КрАЗ 6443 с колесной формулой 6×4. Кроме того, на базе модели 6443 создан КрАЗ-6446 с одинарными колесами и расширенными вездеходными шинами на всех осях.
Двигатель
Технические характеристики КрАЗа 6443 как выдающегося тягача определяются в первую очередь надежным мотором. Основными двигателями для машины с момента постановки на конвейер были восьмицилиндровые дизели семейства ЯМЗ-238. Их мощность колеблется от 318 до 330 лошадей, а крутящий момент от 1185 до 1225 Нм. Однако за мощь и надежность приходится платить: заявленный производителем расход топлива пустого автопоезда составляет целых 60 литров на 100 км, что существенно больше, чем у конкурентов.
Необходимо отметить, что в связи с кризисом на Украине с 2015 года на автомобиль ставятся китайские двигатели, а не моторы ЯМЗ-238. Это ожидаемо прибавило к финансовым проблемам завода еще и трудности технологического характера. Дело не в низком качестве китайской продукции, а в том, что это лицензионные европейские двигатели и они созданы под конструкцию европейских грузовиков. Естественно возникают большие трудности как в размещении их под капотом КрАЗов, так и в обеспечении стабильной совместимости двигателя и трансмиссии в тяжелых дорожных условиях.
Трансмиссия
Основной КПП для автомобиля опять же до 2015 года была восьмиступенчатая двухдиапазонная КПП от ЯМЗ, имеющая и раздаточную коробку. КрАЗ 6443 модели позиционируется как универсальный грузовик, поэтому КПП все же больше адаптирована под шоссе, а не бездорожье. Соответственно, передаточные числа раздатки у КрАЗ 6443, отличаются мало, как и на КамАЗах. Передаточное число высшей передачи - 0,95, а низшей - 1,31. Сцепление стандартно для тяжелых советских грузовиков - двухдисковое сухое.
С 2015 года завод находится в поисках надежной КПП и экспериментирует с продукцией различных производителей, исходя из своих скудных финансовых возможностей.
Подвеска автомобиля находится на полуэллиптических рессорах, по две на переднюю ось и заднюю балансирную тележку. На передней оси также установлены гидравлические амортизаторы.
Использование
В силу ряда причин технические характеристики КрАЗа 6443 не позволяют ему конкурировать с продукцией Камского и Минского завода в стандартных грузоперевозках.
Автомобиль весьма прожорлив, обладает максимальной скоростью всего в 75 км/ч и заведомо худшей относительно бескапотников маневренностью. Кроме того, несмотря на ряд подвижек, по эргономике и комфортабельности машина тоже ощутимо уступает МАЗам и КамАЗам. Однако когда дело доходит до перевозок вне асфальта, даже не обязательно по бездорожью, то автомобиль показывает себя во всей красе. Чудовищный крутящий момент двигателя создает огромный запас мощности, многие водители КрАЗ-6443 отмечают, что динамика пустого и нагруженного десятком-другим тонн автомобиля меняется мало. Кроме того, автомобиль демонстрирует прекрасную проходимость даже несмотря на шоссейную резину. И, наконец, знаменитая КрАЗовская надежность. Отсюда и все основные сферы применения автомобиля. Эксплуатация в сложных климатических зонах, причем как холодных, так и жарких, например Египет или Куба, во всех сферах добывающей промышленности и перевозке особо тяжелых и крупногабаритных грузов.
Говоря о КрАЗе 6443, можно утверждать, что это прекрасный автомобиль в своей основной сфере деятельности. Этот тип авто востребован в России, которая с развалом СССР стала больше ориентироваться на собственное производство грузовых машин. Внутренний же рынок Украины не испытывает потребностей в большом количестве тяжелых утилитарных грузовиков. Отсюда все проблемы КрАЗа и тяжелая судьба модели, которую сломал кризис 2014 года.