Большинство автомобилистов с опаской относятся к турбокомпрессорам. И основания для этого есть. Ремонт этих агрегатов достаточно дорог, несмотря на наличие на рынке ремонтных комплектов к ним. Замена турбины – также удовольствие дорогое. Но в случае замены устанавливается новый беспроблемный агрегат.
Диагностика
Турбины работают на перекрестке нескольких узлов двигателя, и здоровье турбокомпрессора сильно зависит от исправности этих узлов. Поэтому, если появляются любые нарекания по поводу работы турбины, первым делом нужна грамотная диагностика. Она будет являться гарантией, что после замены турбины или ее ремонта компрессор не погибнет через несколько тысяч километров.
Вам будет интересно:УАЗ "Буханка": тюнинг для охоты и рыбалки
Вначале при помощи компьютерных систем проверяют ЭБУ в целом и датчики. Большинство турбокомпрессоров оснащается механизмом регулировки давления наддува. Сбой этого механизма может быть следствием какой-либо банальной ошибки или неисправности – неправильные данные из расходомера. Нередки случаи, когда из-за игнорирования диагностики в компании по ремонту компрессоров автовладельцы привозят или приносят вполне рабочие агрегаты, а некоторым нужна лишь замена картриджа турбины.
Герметичность
Вам будет интересно:"Фиат- Дукато": грузоподъемность, технические характеристики, отзывы. Fiat Ducato
Здоровье турбокомпрессора сильно зависит от того, герметичны ли впуск и выпуск силового агрегата, и какое давление во впуске и выпуске. Если, например, нейтрализатор и воздушный фильтр забиты, разрежение на впуске будет высоким, а на выпуске будет увеличенное противодавление. Это существенно влияет на ресурс деталей турбокомпрессора – особенно страдают подшипники, а также уплотнитель и вал. Если перепады давления большие, то турбина по причине конструктивных особенностей будет сильнее гнать масло во впускную систему, в результате чего патрубки и трубопроводы впуска покроются жирным налетом.
Инородные предметы в крыльчатке
Это еще одна причина, по которой компрессоры могут выходить из строя. Порой это может случиться из-за невнимательности механиков, которые при ремонтных работах оставили во впускном тракте ветошь, или если внутрь упала шайба. Нередко инородные предметы попадают в турбину по причине непредвиденного разрушения отдельных деталей двигателя. Вал турбины вращается на очень высоких оборотах, и, если в крыльчатку попадет даже свечной электрод, крыльчатка может, как минимум, деформироваться, или деталь может заклинить. Ротор просто сломается пополам. В этом случае в ремонте смысла нет, и поможет только полная замена турбины.
Превышение допустимых оборотов
Это еще одна характерная причина, по которой повреждаются крыльчатка и вал. И превышение оборотов может быть вызвано не только чип-тюнингом. Обороты могут увеличиться и сами по себе из-за неправильных датчиков расхода воздуха.
Основные правила замены турбокомпрессора
Специалисты по ремонту утверждают, что среди большинства причин отказов турбин особо можно выделить именно внешние факторы. Поэтому прежде, чем устанавливать новый агрегат взамен сломанного, стоит провести диагностику и выяснить причину, по которой вышел из строя предыдущий.
Затем следует убедиться в том, что агрегат для замены подобран правильно. Нужно внимательно изучить старый турбокомпрессор и новый. Проверяют на соответствие внешние конструктивные особенности, проверяют идентификационные номера.
В процессе замены турбины важна чистота – даже незначительное количество грязи может стать причиной выхода компрессора из строя.
Инструкция по замене
Первым делом необходимо очистить воздуховоды, а также интеркулер во впускном тракте от масла, грязи, отложений, других посторонних предметов. Затем эти элементы нужно осмотреть на предмет наличия повреждений и различных препятствий. Рекомендуется убедиться в работоспособности клапана рециркуляции отработанных газов и воздушной заслонки, если эти клапаны имеются.
Затем нужно заменить воздушный фильтр. На каждом автомобиле эта процедура может проводиться по-разному. После этого нужно тщательно очистить выпускную систему и также убедиться в том, что любые повреждения и препятствия для свободного выхода газов отсутствуют. Если масло при выходе турбонагнетателя из строя попадет в выпускной тракт, то проверяют, в каком состоянии находится катализатор и сажевый фильтр. Если нужно, то перед заменой турбины дизеля очищают эти элементы от различных отложений и нагара. Если нет возможности восстановить катализатору или сажевому фильтру пропускную способность, то их либо меняют на новые, либо убирают.
Затем специалисты рекомендуют проверить чистоту систем подачи и слива масла. Если есть необходимость, то удаляют отложения углеводородов, закоксованность и другие препятствия. Если есть хотя бы малейшие сомнения в чистоте систем, лучше заменить детали.
После этого проверяют исправность смазочной системы непосредственно двигателя. Если есть подозрение в неэффективности систем, тогда проверяют работу масляного насоса и редукционного клапана.
При замене турбины на “Мазде” и прочих марках автомобилей меняют масло в двигателе, а с ним и масляный фильтр. Нужно убедиться, что масло подходит для автомобиля.
Проверяют исправность вакуумных систем, если такие есть. Вакуумный насос обязательно очищают от отложений и грязи, проверяют, герметичны ли трубки и места, где они соединяются.
Затем проверяют, в каком состоянии выпускной коллектор – на нем не должно быть трещин ни внутри, ни снаружи. Фланец должен иметь плоскую поверхность, без трещин и дефектов, без отложений карбона. Шпильки должны быть не повреждены.
Турбину закрепляют на фланце на выпускном коллекторе. Важно убедиться, что прокладка правильно установлена и сможет обеспечить надежное уплотнение.
При замене турбины на “Форде” и прочих марках подключают трубку для слива масла через оригинальную прокладку. Специалисты категорически не рекомендуют использовать в качестве уплотнителей так называемые герметики-прокладки.
Затем через специальное отверстие для подачи масла агрегат заполняют чистым моторным маслом. Важно при заливе масла вращать рукой крыльчатку. Без смазки ротор крутить строго запрещено.
Что нужно сделать после замены? Советы мастеров
К компрессору после этого подсоединяют все фитинги. Если это возможно, нужно после замены турбины исключить возможность запуска двигателя. Двигатель должен вращаться стартером, пока не перестанет гореть лампа давления масла. Лишь после этого двигатель запускают и дают поработать несколько минут. За время работы мотора важно удостовериться в том, что каждое соединение герметично, утечки воздуха отсутствуют, не течет масло, не выходят отработавшие газы. Все уплотнения протягиваются по рекомендации производителя.
Затем можно провести испытания на дороге, еще раз проверить все системы на отсутствие потеков. Также рекомендуется выполнить электронную диагностику мотора.