07-08-2018 18:40

ВАЗ-2109 "Балтика": история создания, описание и фото

ВАЗ-2109 – знаменитая «девятка» с официальным названием «Спутник» или «Самара» и неофициальным – «Зубило». Прозвана она так за свою угловатость и форму, действительно напоминающую этот инструмент. Выпускали автомобиль на заводе «АвтоВАЗ» восемнадцать лет, до 2004 г. Модель представляла, особенно в начале, техническую копию своей предшественницы - ВАЗ-2108, отличия касались лишь количества дверей: их было пять, включая багажник. Автомобиль имел умопомрачительную популярность, особенно его 99 модификация. Раскупало его население СССР (а потом России и стран СНГ) хорошо, еще лучше угоняли, а уж какие пели песни о нем.

ВАЗ-2109 «Балтика» - история создания

Плюсы и минусы Nissan Patrol Y61Вам будет интересно:Плюсы и минусы Nissan Patrol Y61

Финны были большими «любителями» советского автопрома и часто приобретали права на продажу с предварительным евротюнингом и доработкой совсем уж «узких» мест наших отечественных автомобилей. Так произошло и с ВАЗ-2109 «Балтика». Создание машины было завершено в 1996 году. Сборка осуществлялась в течение двух лет на заводе Валмет, расположенном в городе Уусикаупунки (Финляндия). Кроме автомобилей «Лада», завод занимался в разные годы еще и производством «Саабов», «Порше», «Опелей» и так далее. Основой для сборки и улучшения послужила ВАЗ-21093 с впрысковым четырехцилиндровым двигателем (инжекторы «Дженерал Моторс» или «Бош») объемом полтора литра, отвечавшим применяемым в это время в Европе нормам.

Что означает значок "Тойота" - несколько версийВам будет интересно:Что означает значок "Тойота" - несколько версий

Как создавали ВАЗ-2109 «Балтика»? Впервые эта модель появилась осенью 1995 г. на Франкфуртском автосалоне. В условиях, когда на этой финской модели устанавливали двигатель 2111, вопрос о том, какие форсунки ставить на ВАЗ-2109 «Балтика» отпадал сам собой. Только взаимозаменяемые Bosch 0 280 158 502 или Siemens VAZ6393 бежевые (толстые). И если в базовой версии (L) главное внешнее отличие заключалось только в высококачественной окраске кузова (из пяти оттенков краски, применяемой финнами, наиболее частыми были королевский красный, изумрудно-бирюзовый и фиолетово-синий), то супер-версия (GL) отличалась более серьезными изменениями.

Особенности салона ВАЗ-2109 "Балтика" и описание

Стоит отметить изменения интерьера. Да, салон не создавали с нуля, но он значительно отличается от «советского». Так, инженеры взяли за основу низкую панель от ВАЗ-21093. Сам щиток остался без изменений, а вот дизайн торпеды поменялся. Она стала более округлой. На некоторых моделях даже использовали декоративные вставки под дерево, как на «Мерседесах» тех времен. Да, в плане комфорта и эргономики салон «девятки» был далек от «немцев» 90-х, но по сравнению с советским «зубилом» прогресс был значительным. Кстати, новый руль с четырьмя спицами разрабатывали немецкие инженеры из «Фольксвагена».

Моторное масло Profix: виды, описание, отзывыВам будет интересно:Моторное масло Profix: виды, описание, отзывы

Внешне рулевое колесо имеет очертания похожие на те, что имеет руль современной «Приоры». Также улучшилось качество материалов отделки. Это касается как пластика (который меньше издает шумы), так и обивка, которая оказалась более износостойкой. На дверных картах уже присутствовали элементы аудиосистемы. Сиденья велюровые, с более выраженной боковой поддержкой.

Отличия GL модели «Самара-Валмет» от базовой:

  • Господствовавший на рубеже веков (прошлого и нынешнего) биодизайн несколько округлил формы «зубила», в том числе и его пластиковые бамперы, окрашенные в цвет кузова. Кстати, регистрационный знак перекочевал на бампер.
  • Заменен размещенный на крыше дефлектор, а также решетка радиатора.
  • Появились выполненные из титана легкосплавные диски колес, германские зеркала и противотуманные фары.
  • Приборная панель ВАЗ-2109 «Балтика» приобрела новый вид. Торпеда округлена, что вместе с пластиковой накладкой, часами нового дизайна, кнопочными механизмами и современным рулем производят впечатление нахождения в иномарке.
  • Более эргономичными, комфортными и красивыми стали отделанные велюром сидения, а в двери в целях безопасности вмонтированы трубчатые вставки.
  • Над задним стеклом установлен дополнительный стоп-фонарь.
  • Отсутствие сварочных швов на кузове (финны не могли себе позволить делать сварку и оставлять швы) и запирающаяся на ключ крышка лючка бензобака.

И, наконец, главная новинка – руль от «Фольксвагена» с подушкой безопасности. Законопослушные финны не могли выпустить опасный автомобиль, в том числе и для находящихся внутри него людей.

Прекращение эксплуатации «Самара-Валмет» в Европе

В начале нашего века из-за принятия в Евросоюзе новых стандартов, которым «Самара-Валмет», естественно, не соответствовала, все автомобили вернулись в Россию и страны СНГ. Обладая хорошим антикоррозийным покрытием, небольшая их часть эксплуатируется до сих пор. Как выглядит ВАЗ-2109 «Балтика»? Фото этого автомобиля можно увидеть в статье.

Характеристики

«Самара-Валмет» характеристики имеет следующие:

  • Страна происхождения – Финляндия.
  • Конечный производитель - финская компания «Валмет».
  • Тип кузова – хэтчбек.
  • Двери (количество) - пять.
  • Места (количество) – водительское одно, пассажирских - четыре.
  • Силовой агрегат – 2111 инжекторный, 70 лошадиных сил, четырехтактный, восьмиклапанный, с объемом 1,5 тысяч кубических сантиметров.
  • Длина – 4 метра.
  • Высота – 1,4 метра.
  • Ширина – 1,65 метра.
  • Колесная база - 2,46 метра.
  • Просвет – 16 сантиметров (на стандартных 13-дюймовых дисках).
  • Объем багажника – 600 литров.
  • Стандартный вес – 915 килограммов.
  • Предельная нагрузка – 1340 килограммов.
  • Скорость максимальная – 156 километров в час. Разгон до сотни - 12,5 секунд.
  • КПП - механическая, четырех- или пятиступенчатая.
  • Вид топлива – бензин АИ-92, средний расход 7,5 литров на сто километров пробега.

Отзывы покупателей

О ВАЗ-2109 «Балтика» отзывались в целом положительно, как в начале XXI века, когда они хлынули из Европы в Россию, так и спустя десятилетие. Отмечаемые достоинства автомобиля:

  • Хорошая сохранность из-за качественно проведенной финским производителем оцинковки кузова и антикоррозийной обработки.
  • Небольшие затраты на текущий ремонт и обслуживание данной автомашины.
  • В своем классе он лучший по соотношению цены и качества.
  • Мягкость хода и надежность в эксплуатации - машина-работяга.
  • Из-за небольшого числа выпущенных за два года автомобилей, в скором времени модель станет раритетной. Стоимость ее, вероятно, повысится из-за желания коллекционеров приобрести раритетное авто.

Минусы

Отмечаемые недостатки:

  • Низкий уровень комфорта даже по сравнению с иномарками-одногодками.
  • Повышенный расход топлива.
  • Сложности с «родными» запасными частями, которые ставили финны.

Другие особенности

Заключенный четырехсторонний (AvtoVAZ, AVVA, Euro-Lada, Valmet Automotive) трехлетний контракт предусматривал ежегодный выпуск двадцати тысяч ВАЗ-2109 «Балтика». «Валмет» вложила 17 миллионов долларов США, построив под него отдельное производство. Однако финны сначала не смогли выйти на запланированные темпы и за два года собрали чуть более 14 тысяч таких автомобилей, а потом надобность в производстве «Самары-Валмет» отпала из-за новых евростандартов, требовавших дополнительных вложений от всех участников проекта.

ВАЗ-2109 «Балтика» продавали в основном в самой Финляндии, а также в Германии, где автомобиль пользовался особой популярностью из-за низкой по их меркам цены (до 17 тысяч немецких марок). Поэтому «Самара-Валмет» не случайно победила на конкурсе ADAC (крупнейшая немецкая автомобильная общественная организация), как дешевое в эксплуатации транспортное средство. Не стоит также забывать, как много в то время в Германию переехало немцев, проживавших на территории России и стран СНГ.

Продажа «Евро-Самары» в настоящее время

Некоторые недобросовестные продавцы, пользуясь тем, что в базовой версии «Самара-Валмет» практически неотличима от ВАЗ-21093 соответствующих цветов, и о стране происхождения сказано только в паспорте транспортного средства, выдают обыкновенные ВАЗ-21093 за ВАЗ-2109 «Балтику», которая естественно оценивается дороже. Кроме как по ПТС и цветовой гамме базовую модель «Самара-Валмет» можно определить и по кузову, который финнами тщательно оцинкован. Для этого нужно снять запаску и тройную по сравнению с «Жигулями» шумоизоляцию в багажнике. Также у нее под капотом присутствуют заводские наклейки на языке производителя и/или немецком. С люксовой версией GL все значительно проще, так как финны внесли многочисленные изменения, которые у стандартной модели ВАЗ-21093 отсутствуют. Эти советы актуальны и сегодня, так как стоимость «Самары-Валмет» начинается от 2 тысяч долларов США (912699 тыс. руб.).



Источник