27-07-2018 19:25

ГАЗ-11: фото и обзор автомобиля, история создания, технические характеристики и занимательные факты

ГАЗ – это крупнейший автопроизводитель, начавший выпускать продукцию в городе Нижнем Новгороде. В первые годы своей работы ГАЗ выпускал "фордовскую" продукцию. Для реалий русского климата двигатель этой серии машин подходил плохо. Поставленную задачу наши специалисты решили, как всегда, быстро и без излишних заморочек, взяв за основу (фактически скопировав) нового двигателя ГАЗ-11 американский нижнеклапанный "Додж-Д5". Да, это была старая модель, но показала она себя только с хорошей стороны. Более того, этот «движок» идеально подходил под требования маршала Ворошилова о командирской машине, создание которой поручили ГАЗу.

История создания

Диагностика по свечам зажигания: методы проверки, советы специалистовВам будет интересно:Диагностика по свечам зажигания: методы проверки, советы специалистов

Будущий лауреат пяти Сталинских премий, ведущий конструктор ГАЗа А. А. Липгарт, в середине 30-х годов прошлого века выехал в США для ознакомления с процессом производства, в том числе и двигателей. Несмотря на существующий с фирмой «Форд» официальный договор о поддержке при создании на ГАЗе новых моделей, он выбрал крайслеровский двигатель.

Преимущества двигателя

  • Конструкция проверена временем и практически идеально подходит к климатическим условиям эксплуатации в СССР.
  • Удельная мощность в полтора-два раза превосходит действующие фордовские и, соответственно, советские ГАЗ-А и ГАЗ-М1.
  • Технологичность изготовления этой достаточно облегченной конструкции, весившей чуть более трехсот килограмм. За исключением поршней, для его производства не требовались цветные металлы, столь дефицитные в СССР.
  • За счет высокой степени сжатия мотор требовал меньше топлива.
  • Несмотря на почти десяток лет эксплуатации, агрегат имел достаточно технических новшеств (полная фильтрация масла, биметаллические вкладыши, термостат, система вентиляции и прочее).

Новая комплектация "Киа Соренто": технические характеристики и фотоВам будет интересно:Новая комплектация "Киа Соренто": технические характеристики и фото

В СССР все размеры перевели в метрическую систему счисления, по возможности все упростили и, выдав за очередной прорыв пролетарской инженерной мысли, запустили в производство двигатель ГАЗ-11, который успешно трудился до конца прошлого века, а на раритетных авто работает и по сей день. Справедливости ради надо отметить три параметра, по которым разработчики обошли крайслеровский мотор:

  • Установлен плавающий маслоприемник насоса (на прототипе закреплен жестко).
  • Шестеренчатая передача газораспределителя (на прототипе – цепная).
  • Установлен экономайзер и насос-ускоритель (на прототипе их нет).

Интересный факт: последний вариант ГАЗ-11 установлен на грузовик ГАЗ-52. Это было в 1992 году.

Особенности и характеристики двигателя

ГАЗ-11 реально оказался удачным решением (при объеме 3,5 л его мощность составляла 76 лошадиных сил), и его выпуск начался за год до начала Великой Отечественной войны. Этим двигателем сначала оснастили грузовики ГАЗ-ММ и созданные на их базе броневики. Одобрили его и танкисты после установки на некоторые виды легких танков и самоходных установок.

Бензиновый двигатель ГАЗ-11 с чугунной головкой имел следующие характеристики:

  • Материал блока – чугун.
  • Тип – бензиновый карбюраторного типа.
  • Объем – 3480 кубических сантиметров.
  • Число цилиндров и тактов – соответственно 6 и 4.
  • Диаметр цилиндра – 8,2 сантиметра.
  • Порядок работы цилиндров 1-5-3-6-2-4.
  • Число клапанов – 12.
  • Ход поршня – 11 сантиметров.
  • Сила сжатия – 5,6 (на моторах с алюминиевой головкой блока – 6,5).
  • Мощность – 76 лошадиных сил (с алюминиевой головкой – 85).
  • Число оборотов в минуту – 3,4 тысячи (далее этот показатель был увеличен до 3,6 тысячи).
  • Система питания – карбюратор.
  • Охлаждение – жидкостное.

Автомобили ГАЗ-61, на которых был установлен данный двигатель, начали выпускать зимой 41-го года, это были командирские машины. На одной из них ездил генерал Георгий Жуков. По окончании войны его ставили на грузовики ГАЗ-51. Имелось намерение поставить бензиновый ГАЗ-11 на послевоенную новую разработку – автомобиль «Победа», но Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин отметил, что в послевоенных трудных условиях шесть цилиндров – это роскошь. На ГАЗе незамедлительно выпустили четырехцилиндровый вариант.

Модернизации ГАЗ-11

В результате модернизации появились следующие модификации ДВС:

  • ГАЗ-51 – четырехтактный (на производство этих моторов даже была приобретена лицензия), мощность не превышала 70 лошадиных сил.
  • ГАЗ-12 - алюминиевая головка цилиндров, без ограничителя оборотов, 2-камерный карбюратор, увеличенная мощность - до 90 лошадиных сил.
  • ГАЗ-52 – степень сжатия увеличилась до 7. Агрегат работал на бензине А-76 и сжиженном газе пропан-бутан, имел фильтр грубой очистки (фильтр-отстойник).

Линейка автомобилей с мотором ГАЗ-11 и его модификациями:

  • ГАЗ-61.
  • ГАЗ-64.
  • ГАЗ-11-40.
  • ГАЗ-61-40.
  • ГАЗ-11-73 (знаменитая «эмка»).
  • ГАЗ-67.
  • ГАЗ-69 (предок всех современных УАЗов).
  • ГАЗ-11-415.
  • ГАЗ-М415 (пикап).
  • ГАЗ-11-417 (упрощенный кузов).

Также были грузовики:

  • ГАЗ-ММ.
  • ГАЗ-51.
  • ГАЗ-52.
  • ГАЗ-53.
  • ГАЗ-62.
  • ГАЗ-63.
  • ГАЗ-66.
  • ГАЗ-33.
  • ГАЗ-34.

Другие модификации:

  • Бронеавтомобиль ЛБ-62.
  • Аэросани КМ-5.

ГАЗ-11-40 было сделано несколько экземпляров, которые позже переделаны в ГАЗ-61-40. ГАЗ-61 - менее 200 штук, и из-за нехватки материалов перешли на выпуск более простого в изготовлении внедорожника ГАЗ-64 (меньше размер, четырехцилиндровый двигатель, жестяной кузов).

"Эмка"

ГАЗ М-1 - это одно из самых известных авто, на которое устанавливали двигатель ГАЗ-11. Данный автомобиль серийно производился в период с 36-го по 42-й год. Всего было выпущено более 62 тысяч таких моделей.

Дизайн данного автомобиля был характерным для тех годов. Машина получила классический обтекаемый кузов с модными для тех времен широкими крыльями. Фары располагались в верхней их части и были круглыми. Отличительная черта – вертикальная решетка радиатора. Бамперы, как и другие кузовные элементы, были из металла. Автомобиль укомплектовывался механической коробкой передач на три ступени. Объем бака автомобиля - 60 литров. Максимальная грузоподъемность советской "эмки" составляла 500 килограмм.

Модель 66-11

С середины шестидесятых годов до конца прошлого века производилась очень хорошая модель грузовика – двухосный, полноприводный ГАЗ-66 и его модификации, в том числе ГАЗ-66-11, который перевозил всего 2 тонны груза.

Интересно! Впервые в СССР на этом грузовике был установлен V-образный двигатель, имевший 8 цилиндров с объемом 4,25 литра и мощностью до 120 лошадиных сил.

Модель 53-11

Опытная модель грузового автомобиля ГАЗ-53-11 создана в 1972 г. Отличалась оригинальным дизайном и пневмогидравликой тормозов, но в «серию» не пошла. Все ее наработки достались четырехтонному грузовику ГАЗ-53-12, выпускавшемуся с 1983 г.

Заключение

Двигатель ГАЗ-11 ставился не только на автомобили, бронетранспортеры и танки. В 1939 г. был подготовлена его модификация для морских и речных судов. Осенью 1941 г. она была утверждена к принятию на вооружение ВМФ. Однако в массовое производство она не пошла, так как требовалось много моторов (ГАЗ-202 и ГАЗ-203) для танков Т-30, Т-40, Т-60, Т-70 и СУ-76 (мотор ГАЗ-15).

Для легкомоторной авиации разработана модификация авиационного мотора ГАЗ-85, мощностью 85 лошадиных сил, где вместо КПП был смонтирован редуктор.

Интересно! 21 июня 1941 г. ГАЗ выпустил миллионный двигатель со дня введения завода в строй. Это был именно ГАЗ-11.



Источник