На автомобилях «Лада Калина» ремень газораспределительного механизма – это кольцевой элемент с зубьями из резины, усиленный нитями капрона. Роль привода ГРМ заключается в передаче крутящего момента от коленчатого вала на шестерню распредвала. От состояния этого ремня зависит то, как слаженно работает механизм ГРМ и весь двигатель. Какими бы надежными эти элементы не были, их периодически нужно менять, чтобы не пришлось ремонтировать головку блока цилиндров. Давайте посмотрим, как осуществляется замена ремня ГРМ на «Калине».
Неисправности
Вам будет интересно:"Чери М11": отзывы владельцев, плюсы и минусы автомобиля
Среди основных неисправностей, которые могут случится с данным элементом, можно выделить лишь три. Это нарушения целостности изделия, недостаточный или чрезмерный натяг, а также обрыв ремня.
В первом случае ремни расслаиваются. Это можно диагностировать по болтающимся армирующим капроновым нитям. Кроме того, иногда на детали можно наблюдать срезанные зубья. Данные неисправности возникают из-за различных механических повреждений, а также неверных регулировок звезды на распределительном валу, шкива коленчатого вала, натяжного ролика, помпы.
Вам будет интересно:Замена масла в "Шкоде". Инструкция, рекомендации
Ролик необходим, чтобы ремень можно было натянуть. Элемент натягивается за счет вращения ролика – он имеет эксцентриковую ось. Если регулировка выполнена неверно, ремень может быть или перетянут или имеет слабое натяжение. И в первом, и во втором случае это приведет к скорому износу изделия.
Наиболее неприятная для каждого автовладельца неисправность – это обрыв ремня ГРМ. При возникновении данной неисправности двигатель остановится, а запустить его больше не удастся. Потребуется замена ремня ГРМ на «Калине».
Регламент замены
Завод-изготовитель рекомендует выполнять плановую замену ремня через каждые 50 тысяч километров пробега. Но данные показатели предусматриваются для штатных заводских деталей. Если учесть качество запасных частей, которые продаются в магазинах, то замену лучше выполнять через каждые 30 тысяч километров.
Этого нет в руководстве по эксплуатации «Лады Калины», но хотя бы один раз в месяц рекомендуется проверять, в каком состоянии находится данная деталь. Для этого снимают защитную крышку. Если в ходе осмотра будут выявлены малейшие механические повреждения или же деформации, ремень нужно срочно менять.
Вам будет интересно:Плюсы и минусы Mitsubishi Outlander III
Деформация или повреждения могут стать причиной преждевременного выхода из строя водяного насоса, клапанов, натяжного ролика. Также случается, что одна из отслоившихся нитей ремня может намотаться на генератор и заблокировать его работу.
Гнет ли клапана при обрыве?
Все владельцы этой модели хотят знать, нужен ли ремонт “Калины” при обрыве ремня.
Владельцам 8-клапанных автомобилей очень повезло. На любых авто с таким двигателем при обрыве ГРМ клапана не загибает, а ГБЦ не бьет. Другими словами, самое страшное при обрыве – это двигатель, который заглохнет. Чтобы ехать дальше, нужно просто заменить ремень и отрегулировать его.
Цена замены
Если замена ремня ГРМ на “Калине” будет выполнена не своими руками в гараже, а на СТО, то процедура обойдется в следующую сумму. Стоимость самого ремня в большинстве магазинов – от 400 до 1 тысячи рублей. При необходимости замены ролика придется добавить еще около 600 рублей. Цена работ по замене – это еще 1 тысяча рублей с роликом.
О запчастях
Приобретая запчасти на “Калину”, лучше отдать предпочтение фирменным изделиям от "АвтоВАЗа". Если данная возможность отсутствует, тогда стоит приобрести аналоги от известных брендов. Это Bosch, Goodyear, Pilenga и другие.
Как заменить ремень? Процедура в целом легкая, по сравнению с 16-клапанным мотором. Но процесс потребует от исполнителя внимательности, а работать нужно предельно аккуратно.
Демонтаж
Для проведения замены ремня ГРМ на «Калине» потребуется снять элемент, приводящий в действие генератор. А если автомобиль с кондиционером, то демонтировать потребуется ремень для привода вспомогательных агрегатов. Используя для этого шестигранник на 5, отворачивают винты крепления передней верхней крышки, под которой находится привод ГРМ. Дальше снимают пластиковый кожух.
Чтобы не повредить ДПКВ, нужно демонтировать и его. Когда зажигание выключено, отжимают фиксатор колодки разъема и отсоединяют ее от датчика. Ключом-головкой на 10 отворачивают болт, удерживающий датчик. Затем датчик вынимают и откладывают.
Как выполняется ремонт "Лады Калины" своими руками? Прежде, чем демонтировать ремень, проверяют фазы распределения. Для этого поршень в первом цилиндре устанавливают в ВМТ или в положение верхней мертвой точки. Затем при помощи головки на 17 вращают коленчатый вал по часовой стрелке. Вращать нужно до тех пор, пока не совместится метка 1 на шкиве распределительного вала с приливом на крышке привода.
Чтобы проверить, в правильном ли положении находится коленвал, можно вытащить заглушку из смотрового окна в картере сцепления.
Вторая риска на маховике должна совпадать с прорезью 1 на шкале картера. Прежде, чем откручивать болт шкива генератора, нужно зафиксировать коленвал от нежелательных поворачиваний. Для этого можно вставить в картер сцепления подходящую отвертку – ее необходимо установить между зубьями на маховике. Затем отворачивают болт, крепящий шкив привода генератора, и снимают его, а вместе с ним и шайбу. При помощи шестигранника на 5 откручивают винты, удерживающие переднюю часть нижней крышки привода газораспределительного механизма, и снимают крышку.
При помощи накидного ключа на 15 ослабляют болт, крепящий натяжной ролик. Ролик должен повернуться, тогда натяжение ремня начнет ослабевать. Последний снимают со шкивов и достают из подкапотного пространства.
Важно помнить (и об этом указано в руководстве по эксплуатации «Лады Калины»), что нельзя вращать или поворачивать валы двигателя, пока ремень снят.
Чтобы снять натяжной ролик, болт, крепящий его, нужно отвернуть. Тогда ролик снимется вместо с болтом. Нужно проверить ролик. Для этого изделие вращают, держа за эксцентрик. Ролик при вращении не должен издавать никаких звуков. Работа его должна проходить равномерно и без всяких заеданий. Если это не так, то ролик тоже меняют. Учитывая качество предлагающихся на «Калину» запчастей, большинство водителей меняет и ремень, и ролик.
Установка нового ремня
Затем новый или старый ролик нужно установить на место, но болт затягивать не нужно. Разные модификации моторов в ГБЦ имеют два отверстия с резьбой под болт натяжного ролика. Болт вкручивают в верхнее отверстие на головке блока цилиндров «Лады Калины».
Новый ремень устанавливают в обратном порядке. Однако, нужно еще раз убедиться, что метки на шкивах и шестернях соответствуют друг другу.
Вначале ремень ГРМ «Калины» 8 клапанов устанавливают на шкив коленвала. Затем натягивают обе ветви ремня, заднюю ветвь навевают на шкива помпы с заведением ее на натяжной ролик. Передняя часть ремня надевается на шестерню распределительного вала. Если необходимо, распредвал проворачивают в одну или же в другую сторону до тех пор, пока зубья ремня не совпадут со впадинами на шестерне.
Как натянуть ремень?
Чтобы выполнить данную операцию, натяжной ролик поворачивают против часовой стрелки. В пазы наружной части ролика вставляют подходящий стержень. Для этого обычно используют спецключ. Данный инструмент применяется для аналогичной процедуры на всей линейке "АвтоВАЗ". Он свободно продается в магазинах.
Для регулировки уровня натяжения также применяют щипцы для демонтажа стопорных колец. Ремень натягивают поворотом натяжного ролика против часовой стрелки. Вырез на наружном диске ролика должен совпадать с выступом внутренней втулки ролика. Если совпало, то болт можно затягивать.
Советы специалистов
Не следует натягивать ремень ГРМ слишком сильно. В этом случае ресурс его, а также срок службы подшипников в помпе и натяжном ролике существенно снизится. Как натянуть ремень, мы рассматривали выше. Не забывайте, что все манипуляции нужно проводить внимательно и аккуратно. Если натянуть ремень недостаточно сильно, он может проскочить на зубьях. Также недостаточное натяжение ведет к преждевременному и интенсивному износу ремня.
Коленчатый вал проворачивают, пока установочные метки на коленчатом и распределительном валу не совпадут. Когда шкив генератора снят, то очень удобно контролировать метки. Если замена ремня ГРМ на «Калине» кажется чрезмерно сложной, лучше доверить эту работу специалистам. Если двигатель 8-клапанный, то стоимость будет не слишком высокой.
Заключение
Это все, что касается 8-клапанных двигателей. На 16-клапанных агрегатах процедура замены более сложная, требующая больше усилий и затрат. Процесс требует большей квалификации от мастера. Поэтому такой ремонт «Лады Калины» своими руками лучше не выполнять.