- Критерии выбора
- Категории ЗУ
- Характеристики зарядных устройств
- Режим работы
- Уровень выдаваемого напряжения
- Выдаваемый ток
- Виды защиты и безопасность
- Рейтинг лучших ЗУ для АКБ
- "Кедр-Авто-10"
- "Орион PW-150"
- "Ника ЗПУ-135"
- Зарядное устройство "Вымпел"
- Smart Power SP-25N
- Устройство Fubag FORCE
- "Сонар УЗП-210"
- Как зарядить аккумулятор
Зарядные устройства для автомобильных аккумуляторных батарей на сегодняшний день представлены в широком ассортименте. На рынке можно встретить как качественные, так и некачественные модели, не соответствующие заявленным характеристикам. Какое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора лучше, расскажем в статье.
Критерии выбора
При определении того, какое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора лучше, необходимо учитывать разные нюансы. Приборы с ручной регулировкой тока доступны по цене и позволяют реанимировать аккумуляторы, разряженные на протяжении длительного времени, поскольку не принимают ток в самом начале процесса зарядки. Автоматические модели, напротив, в таких ситуациях не начинают зарядку, поскольку не воспринимают нагрузку на клеммах. Автоматические модели предпочтительнее для полной зарядки аккумуляторной батареи, поскольку плавно снижают ток и отключаются после завершения зарядки. Аккумулятор, заряжаемый постоянным током, нельзя оставлять без присмотра, так как это может привести к взрыву из-за кипения электролита.
Вам будет интересно:Yamaha Drag Star 650 - то, что нужно для города и трассы
Вам будет интересно:Защитная сетка на радиатор: особенности, виды и отзывы
Качественные и хорошие зарядные устройства должны иметь режим десульфатации. На пластинах свинцово-кислотных аккумуляторов за время эксплуатации образуются кристаллы сульфата свинца в больших количествах, особенно если батарея длительное время находилась в разряженном состоянии. Это приводит к понижению токоотдачи и емкости АКБ. С целью профилактики и восстановления на аккумулятор подаются кратковременные импульсы высокой мощности, после чего батарея подключается к нагрузке, что позволяет улучшить состояние АКБ и продлить его эксплуатационный срок.
Категории ЗУ
Все устройства для зарядки АКБ подразделяются по назначению на несколько категорий:
- Пусковые. Запускают двигатель от стороннего источника.
- Пускозарядные. Предназначены для запуска двигателя и зарядки аккумулятора. Применяются в ситуациях, когда необходимо срочно завести автомобиль, не заряжая аккумулятор до нужного уровня.
- Зарядные. Используются только для зарядки батареи автомобиля. Прокрутка двигателя стартером во время зарядки невозможна, поскольку стартер потребляет ток, превышающий 100 А, что может привести к повреждению мотора или активированию встроенной защиты.
Вам будет интересно:ГАЗ-52-04: технические характеристики, история, фото
Первые два типа зарядных устройств есть смысл приобретать в случаях, когда автомобиль хранится в гараже с подключением к электросети напряжением 220 В. При отсутствии подобных условий лучше приобретать портативное зарядное устройство.
В зависимости от конструкции зарядные устройства делятся на два вида:
- Трансформаторные. Собираются вручную и представлены понижающим трансформатором и регулировочным блоком.
- Импульсные. Отличаются компактными габаритами и защищены от короткого замыкания и перезаряда. Характерна автоматическая подзарядка.
Характеристики зарядных устройств
При определении того, какое зарядное устройство лучше для автомобильного аккумулятора, необходимо учитывать режим заряда и значения напряжения и тока. Рассмотрим эти характеристики далее более подробно.
Режим работы
Выделяют два типа зарядок для аккумуляторов - с ручным и автоматическим режимом работы. Автоматические приборы обладают функцией тестеров емкости АКБ и используются для подзаряда всех видов аккумуляторных батарей. Устройства защищены от короткого замыкания и перезарядки. Зарядные устройства с ручным управлением предназначены для свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.
Уровень выдаваемого напряжения
Зарядные устройства классифицируются по напряжению - 24, 12 и 6 В. Универсальные модели работают на всех диапазонах напряжения, выбор необходимого режима осуществляется при помощи переключателей.
Выдаваемый ток
В нормальном режиме зарядка любых аккумуляторов должна производиться током, не превышающим 10 % от номинальной емкости батареи. Интенсивный режим с током нагрузки менее 30 % используется для аварийного подзаряда АКБ. Быстрая зарядка противопоказана, поскольку приводит к деформации и разрушению пластин батареи.
Виды защиты и безопасность
Безопасное проведение работ по подзарядке аккумуляторной батареи гарантируется наличием защиты у зарядного устройства. Автоматические приборы в идеале должны обладать следующими видами защиты:
- Защита от перезаряда. Считается основной, поскольку перезарядка может привести к выходу аккумулятора из строя.
- Контроль температуры. Используется для отключения зарядного устройства при нагреве пластин, что может привести к их деформации.
- Защита от короткого замыкания. Применяется для исключения замыкания банок АКБ.
Рейтинг лучших ЗУ для АКБ
Вам будет интересно:Органы управления автомобилем: особенности и рекомендации
При выборе того, какое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора лучше, стоит обращать внимание не только на их характеристики и классификацию, но и на марки, и модели. Рейтинг зарядных приборов включает устройства от различных производителей.
"Кедр-Авто-10"
Среди автоматических зарядных устройств данная модель считается бесспорным лидером и работает в 3 режимах:
- Автоматический. Зарядка батареи начинается с тока в 5 А, который плавно снижается по мере заряда.
- Предпусковой. Зарядка стартует с 10 А, что позволяет быстро подзарядить батарею. Отключение предпускового режима происходит спустя определенное время, и последующая зарядка осуществляется безопасным током в 5 А.
- Циклический. Режим десульфатации, в котором чередуются паузы и кратковременные импульсы тока до 5 А. Прибор не имеет встроенной нагрузки, ввиду чего к нему подключают внешнюю.
Уровень заряда "Кедра-Авто-10" контролируется по встроенному амперметру. Прибор отличается компактными габаритами, что позволяет хранить его дома или в гараже.
Преимущества:
- Доступная цена - около 2000 рублей.
- Режим быстрой подзарядки аккумулятора.
- Эффективный режим десульфатации.
Недостаток - невозможно регулировать максимальный ток.
"Орион PW-150"
Среди всех устройств, попавших в рейтинг, зарядка "Орион PW-150" является самой дешевой и аскетичной: у нее отсутствуют какие-либо регуляторы, индикаторы и переключатели. На передней панели размещены только два индикатора, информирующие о ходе зарядки: один работает до отключения прибора, второй меняет цвет в зависимости от уровня заряда аккумуляторной батареи.
Из-за отсутствия регулировок "Орион" считается узкоспециализированным зарядным устройством, предназначенным только для наиболее распространенных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей емкостью 45-70 А·ч. Примитивная схема автоматики не соответствует характеристикам прочих АКБ. Глубоко разряженную батарею зарядить данным прибором не выйдет: в начале процесса зарядки он не принимает ток, что служит сигналом к отключению для автоматики.
Впрочем, у подобной примитивности есть и свой плюс - использование устройства максимально простое. Прибор оснащен защитой от короткого замыкания и переполюсовки.
Преимущества:
- Стоимость - 800-900 рублей.
- Простота эксплуатации.
Недостаток - слишком примитивный режим работы.
"Ника ЗПУ-135"
Зарядное устройство ЗПУ-135 производится в Тамбове и считается одним из самых мощных: длительный пусковой ток достигает 170 А, максимальный ток заряда - 13 А. Подобные характеристики позволяют использовать прибор для зарядки как 12-вольтовых, так и 24-вольтовых аккумуляторных батарей емкостью до 140 А·ч. Модель ЗПУ-135 широко применяется в автосервисах и транспортных цехах компаний благодаря универсальности и доступной цене.
Отсутствие защиты от короткого замыкания является единственным недостатком прибора, ввиду чего при подключении клемм к АКБ необходимо быть внимательным.
Преимущества:
- Доступная цена - 3-4 тысячи рублей.
- Режимы зарядки и пуска с высокой мощностью.
Недостатки:
- Отсутствие защиты от КЗ.
- Ручное переключение плюсовой клеммы при смене пускового режима на режим зарядки.
Зарядное устройство "Вымпел"
Компактный аппарат "Вымпел-32-2043" производится российской компанией и может функционировать от стандартной сети 220 В и от напряжения 12 В. Значение тока регулируется вручную в диапазоне от 0,8 до 20 А. Прибор отключается автоматически после достижения максимального уровня заряда АКБ. Предусмотрена защита от КЗ, перегревов и изменения полярности. Может работать в широком температурном диапазоне: от -10 до +40 градусов. Встроенный вентилятор охлаждает устройство при высоких температурах.
Отличительной чертой "Вымпела-32-2043" является возможность подключения электрических инструментов.
Преимущества:
- Информативная панель, легкость управления.
- Маленький вес и компактные размеры.
- Практически полное отсутствие шума во время работы.
Недостатки:
- Вентилятор выходит из строя с течением времени.
- Хрупкий пластиковый корпус, требующий бережных транспортировки и хранения.
Smart Power SP-25N
Универсальное ЗУ, предназначенное для 12- и 24-вольтовых аккумуляторов. Предусмотрен автоматический режим работы. Функция тестера емкости АКБ осуществляет диагностику при подключении. При быстром заборе заряда автоматически включается режим десульфатации.
Преимущества Smart Power SP-25N Professional:
- Автоматическое включение прибора при подключении к аккумулятору.
- Устойчивость к воздействию влаги.
- Универсальность - позволяет заряжать все виды аккумуляторных батарей.
Вам будет интересно:"Москвич-420": фото, описание, технические характеристики, история создания и отзывы
Недостаток - высокая стоимость: 9 тысяч рублей минимум.
Устройство Fubag FORCE
Модель зарядного устройства, предназначенная для крупных автопарков и автосервисов. Функционал Fubag Force 420 позволяет зарядить АКБ и запустить двигатель с полностью разряженным аккумулятором.
Преимущества:
- Наличие колес, облегчающих транспортировку.
- Диапазон работы - 12-24 В.
- Пусковой ток равен 420 А.
Недостаток - крупные габариты.
"Сонар УЗП-210"
Зарядное устройство для аккумулятора "Сонар" является современной моделью с импульсным преобразователем напряжения. Прибор отличается компактными габаритами и простотой эксплуатации: достаточно подключения к аккумуляторной батарее в одном из двух режимов работы с максимальным током 12 А либо 6 А. Процесс зарядки осуществляется в три шага:
- Быстрый режим стартует с максимального тока и высокого напряжения 14,8 В. Благодаря этому осуществляется быстрая подзарядка глубоко разряженной либо раскачка сульфатированной АКБ.
- Режим стандартной зарядки, в ходе которой происходит плавное понижение тока.
- Активация буферного режима происходит при практически полном заряде аккумулятора, что позволяет стабилизировать напряжение на отметке 13,8 В и поддержать уровень заряда.
Зарядка для АКБ в пусковом режиме может работать как от встроенного аккумулятора, так и от электрической сети. Режим бустера позволяет завести автомобиль в ситуациях, когда подключить зарядное устройство к электросети невозможно. Емкость встроенных аккумуляторов "Сонара" составляет 14 А·ч, чего достаточно для одной-двух попыток запуска двигателя.
Преимущества:
- Компактные габариты.
- Возможность автономной работы в качестве пускового устройства.
Недостаток заключается в том, что встроенные аккумуляторы обладают небольшой емкостью.
Как зарядить аккумулятор?
Прежде чем приступать к процессу зарядки, необходимо определить, какое зарядное устройство лучше для автомобильного аккумулятора конкретной марки, модели и емкости. Автомобиль во время процесса должен находиться в проветриваемом помещении либо на свежем воздухе. Если подобные условия обеспечить невозможно, то лучше снять аккумулятор и вынести его из гаража. В процессе зарядки выделяется взрывоопасная смесь водорода и кислорода, в связи с чем в непосредственной близости от аккумулятора не должно быть источников возгорания. При проведении процедуры без снятия АКБ необходимо отключить все кабели и провода.
Как зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством?
- Для корректной зарядки батарею необходимо полностью разрядить. Для этого достаточно оставить световые приборы автомобиля включенными на несколько часов. Клеммы аккумулятора должны быть очищены от смазки и грязи. При помощи ареометра проверяется плотность электролита, которая при температуре +25 градусов должна равняться 1,25-1,27 г/см3. Проводящие ток свинцовые пластины должны быть полностью покрыты электролитом. В случае нехватки доливается дистиллированная вода.
- Со всех банок снимаются крышки, к клеммам аккумулятора подключаются клеммы зарядного устройства. Сперва подсоединяется плюсовая клемма и только потом - минусовая. Устройство включается в сеть только после соединения с АКБ.
- На зарядном устройстве выставляется ток для зарядки батареи, величина которого должна соответствовать десятой доли емкости АКБ.
- При зарядке аккумулятора необходимо следить за тем, чтобы стрелка амперметра сдвигалась к нулю, а температура электролита оставалась неизменной. При нагреве электролита до +40 градусов понижают вдвое силу тока.
Зарядка выполнена правильно в том случае, если напряжение и плотность электролита остаются неизменными на протяжении двух часов. В среднем для полной зарядки требуется 10-12 часов. По этой причине многие специалисты, рассказывая, как зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством, советуют делать это в ночное время.