Рост цен на бензин в России – процесс довольно постоянный, и нынешний шаг вверх, к отметке в 45 рублей – очередной и вполне ожидаемый. А как обстоят дела с ценами на бензин в других странах? Может, где-то они не растут? И есть ли такие государства, где бензин дешевеет?
Дисклеймер: этот материал не является исчерпывающим научным исследованием, так как динамика цен на нефть и бензин в разных странах, их взаимосвязь, а также структура стоимости бензина – это сложные процессы и расчеты, на которые вдобавок оказывают влияние дополнительные факторы вроде курсов валют, объемов потребления, сезонных колебаний, отложенного спроса и так далее. Разумеется, простое сравнение цены на нефть и бензин в этих условиях не является абсолютно объективным отражением действительности. Но получить некоторую общую картину, сопоставляя эти данные, тем не менее, можно.
Дорого или не очень?
Перед тем, как говорить о динамике, давайте определимся с тем, как вообще российские цены на бензин выглядят на фоне других стран и как они соотносятся со средним доходом.
Вам будет интересно:Тюнинг УАЗов в Италии
Россия в списке стран, выстроенном по увеличению стоимости литра бензина, занимает 30 место с показателем в 45,5 рублей. В число государств, в которых бензин ощутимо дешевле, разумеется, входят страны Ближнего Востока: в Ираке литр условного 95-го стоит чуть больше 39 рублей, в Катаре – 36 рублей, в Саудовской Аравии – около 34, а в Кувейте и вовсе дешевле 22 рублей.
Вам будет интересно:Toyota Corolla 1998 года выпуска: виды, классификация, технические характеристики
Кроме них в списке государств со сравнительно недорогим топливом числятся также страны бывшего СССР, такие как Узбекистан (менее 34 рублей за литр), Казахстан (32,5 рубля) и Туркменистан (менее 27 рублей), а также некоторые африканские государства – к примеру, Нигерия (26 рублей за литр), Алжир (22,5 рубля) и Судан (21 рубль).
Дальнейший список цен варьируется между «сравнительно дорого» и «очень дорого». Так, в США литр бензина стоит около 53 рублей, в Канаде – почти 74, а в Европе «входной порог» составляет 80 рублей – именно таков уровень цен в Литве и Болгарии. В Польше и Румынии ценник подбирается к 90 рублям, а в Эстонии и Словении уже переходит отметку в 100. Во Франции и Финляндии литр бензина стоит около 114 рублей, в Италии – 121, а в Норвегии – уже 129.
Однако стоит отметить, что пересчете на средний доход даже эти цены – вполне приемлемые для большинства стран. Так, по данным Bloomberg, в США стоимость литра бензина составляет всего 0,46% среднего дневного дохода (составляющего 10,5 тысяч рублей), в Саудовской Аравии – 0,88%, а в Канаде – 0,89%. В Европе доступность топлива заметно ниже: за литр 95-го в Германии придется отдать 1,23% своего дохода за день, во Франции – 1,5%, в Италии – почти 2%, а в Польше – уже больше 3%.
Для России этот условный показатель составляет 2,23% при среднем дневном доходе в 1 860 рублей.
А вот Норвегия кроет высочайшие ценники высокими же доходами, и даже при стоимости бензина почти в 130 рублей это лишь 0,9% дневного заработка.
В списке стран с самым «труднодоступным» для населения бензином Bloomberg называет Турцию, где за каждый литр топлива нужно отдать 5% дохода за день, и Пакистан с показателем почти в 18%, а «лидирует» Индия, где на свою среднюю дневную зарплату можно купить 5 литров бензина (которых хватит разве что на аутодафе).
Не так давно
Ну а теперь перейдем к динамике цен за 2018 год с актуальными датами и цифрами – узнаем, как изменились числа на мировых заправках за последние 3 месяца.
Список стран в этом отношении традиционно делится на две группы – те, где бензин подорожал, и те, где он стал дешевле несмотря на то, что стоимость барреля нефти на мировом рынке слегка выросла. Правда, вторых – буквально единицы: это Литва, где бензин подешевел на 1,4%, Пакистан, где сокращение составило 0,4%, а также Кения и Бирма с «вычетом» в 0,7% и 8,4% соответственно.
В России бензин с апреля подорожал почти на 10%: если ранее средний ценник составлял 41,5 рубль, то теперь это 45,5 рублей. При этом аналогичные итоги трех месяцев – у Португалии, Венгрии, Швеции и Австрии, а за пределами Европы такой же рост цен зафиксирован, к примеру, в Бразилии, Мексике и Турции.
Где-то динамика роста поскромнее: здесь можно отметить Китай и Японию, где бензин стал дороже примерно на 6%. В Индии тоже не забывают, что секрет успеха – это небольшой, но стабильный рост: здесь он составил 5,5%.
Многие европейские государства также отметились удорожанием топлива на 6-9% — к примеру, это Германия, Испания, Италия и Франция. Однако 10% – это не рекорд трехмесячного прироста цен: в Канаде он составил 12%, в ОАЭ – 13%, а в США – почти 14%.
Нефть падает – бензин растет
Одна из популярных грустных шуток гласит, что цена бензина в России растет вне зависимости от цены нефти, и она недалека от истины. А есть ли страны с прямой взаимосвязью стоимости нефти и бензина? Для наглядности рассмотрим середину 2015 – начало 2016 года, когда в период с июня по январь стоимость барреля нефти упала вдвое, с 64 до 32 долларов.
В среднем по России цена бензина АИ-95 на начало выбранного периода составляла 35 рублей 57 копеек. К осени она выросла до 37 рублей 26 копеек, достигнув максимума за выбранный период, а к январю даже немного снизилась до 36,68 рубля. Правда, за этим последовала очередная волна роста, и уже в июле 2016-го бензин стал стоить дороже 38 рублей за литр. Но в период с июня по январь прирост составил 1,11 рубля, или чуть больше 3%. А как сказалось удешевление сырья на стоимости бензина в мире?
В подавляющем большинстве стран снижение цены на нефть сопутствовало аналогичной динамике стоимости бензина. Самые ощутимые изменения, приезжая на заправку, почувствовали жители США, где, по данным Global Petrol Prices, бензин подешевел более чем на четверть – точнее, на 26%.
Примерно на столько же – на 24%, подешевело топливо на Тайване, да и в целом Азия поддержала тренд: снижение стоимости составило 21% во Вьетнаме, 19% в Японии, 18% в Сингапуре и 15% в Китае. Аналогичная ситуация сложилась и в Европе: в Эстонии и Литве 95-й бензин подешевел на 19%, в Испании и Бельгии – на 16%, в Германии и Болгарии – на 15%, в Португалии и Финляндии – на 13%. Меньше всего почувствовали изменения на севере – в Швеции и Норвегии цена упала на 11%.
Однако во второй половине 2016 года в некоторых странах встречалась и обратная динамика цен на бензин. К примеру, в Казахстане он подорожал так же, как в России – примерно на 3% (а в другом соседнем государстве, Беларуси, не подорожал вовсе), в Уругвае – на 5%, в Бразилии – уже на 11%, а в Аргентине колебания курса национальной валюты привели к росту стоимости бензина на 14%.
Итоги и бонус
Подводя итоги, остается сделать очевидный вывод: сейчас цены на бензин растут практически во всем мире, хотя и остаются зависимы далеко не от одной только стоимости нефти, из которой его изготавливают.
К примеру, в США и Канаде в итоговый ценник входит не только фиксированный государственный налог, но и налог штата или провинции, который, как правило, значительно превышает первый, и суммарная налоговая часть составляет более половины розничной стоимости бензина.
Ну а еще одним основополагающим показателем является соотношение стоимости бензина со средним доходом – и здесь результаты порой уже ощутимо отличаются от цены «в отрыве от реальности», оказываясь вполне удовлетворительными, даже несмотря на высокую цену.
В качестве интересного бонуса предлагаем вам взглянуть на нагляднейшую статистику, подготовленную агентством Bloomberg. Там можно выбрать удобную для себя валюту и нужный период времени с начала 2014 года по сегодняшний день, а также оценить не только стоимость бензина в разных странах мира в определенный момент, но и его доступность для населения, вычисляемую относительно среднего дневного дохода, а также то, какую часть зарплаты тратит среднестатистический водитель на топливо в год.