01-06-2018 11:30

Обзор Xbox One X: решает контент, а не «железо»

Xbox One X — девайс поистине долгожданный. А как иначе: целый год Microsoft обещала геймерам «самую мощную консоль в истории», на которой любая новинка не то, что пойдёт — полетит в максимальном разрешении! На деле же всё не так просто и радужно. В недавнем превью мы расписали три «первых взгляда» людей, последние 20 лет играющих на PC или приставках. Их реакции говорят сами за себя. Но то просто впечатления — а как с технической частью новинки, играми и нативным 4K?

Урок истории

Принято считать, будто «консоли созданы для игр, и играть нужно именно на них». Приобретая в магазине очередную PlayStation или новый Xbox, вы покупаете не просто железку, а целый сервис: тайтлы без тормозов, одинаковые для всех, такие, какими их задумали разработчики. Волшебное «вставил диск — и всё работает».

До старта восьмого поколения всё так и было. Вы приобрели консоль, она сразу выдаёт потрясающий результат, и из года в год улучшает его. Вспомните первые видео с PS3: монструозный семиядерник на пару с «синтезатором реальности» перемалывал высокополигональные модели и рисовал сложнейшие спецэффекты. А Gears of War на Xbox 360? Его графический процессор Xenos, между прочим, дедушка всех современных GPU. Да, архитектура обеих платформ была... чудаковатая. Но как же они срывали крышу в своё время — настоящая революция! Для запуска подобной красоты на PC требовалось флагманское железо ценой в три-четыре приставки.

А самое главное, на приставках седьмого поколения хватало эксклюзивов как собственных, так и чисто консольных, никогда не выходивших на PC. Холивары на форумах и зависть владельцев компьютеров шли в комплекте.

А что сегодня? Картинка уровня PlayStation 4 доступна на средних компьютерах, ценой «всего лишь» в 1.5-2 приставки. Понятие «консольный эксклюзив» выветрилось с рынка вслед за эксклюзивной начинкой: архитектурно домашние системы приблизились к PC. Как следствие, разрабатывать кроссплатформу стало в разы проще, чем раньше. У Xbox One осталась линейка Halo да пара других (куда менее заметных) серий, у Sony — лишь то, что создавалось собственным игровым подразделением и несколько брендов от сторонних компаний.

Формально, оба девайса отличились парой «изюминок» во внутреннем устройстве. Из-за безальтернативно-комплектного Kinect на старте продаж создателям Xbox One пришлось экономить на железе. Под нож пошли общая память и ядра GPU, зато поставили процессор пошустрее и быстрый ESRAM-кэш, который так удачно сработал в Xbox 360. Чувствительные к пропускной способности памяти анизотропная фильтрация текстур и полноэкранное сглаживание на оригинальном One были объективно реализованы лучше, чем у PS4, но грубая сила последней всё равно решала.

Всё дело было в балансе цены и характеристик: процессор чуть слабее, но на ~40% более мощный GPU плюс общая память GDDR5 с высокой частотой. Работала приставка не на громоздкой «Винде», а на собственной новой OS, унаследовавшей лучшие наработки с PS3 и её низкоуровневый язык программирования шейдеров.

Самые красивые игры на старте 8-го поколения приставок: Killzone: Shadow Fall для PS4 (слева) и Ryse: Son of Rome для Xbox One (справа)

Но это всё мелочи. Знаете, что было ужаснее всего? PS3 и Xbox 360 своими возможностями вызывали восхищение. По-настоящему уникальные аппаратные решения в седьмом поколении позволяли творить чудеса. В Xbox была почти бесплатная фильтрация текстур и сглаживание. PS3 была безумно мощной. Достигнуть аналогичной картинки при стабильных FPS на среднестатистическом компьютере удалось лишь через несколько лет. Выход же PS4 и Xbox One попал на ту эпоху развития PC-железа, где приставки изначально были «догоняющими» по графике, а их киллерфичей стало динамическое изменение разрешения рендера на различных этапах формирования картинки. Приставка не тянет визуалку в сложной сцене? Просто снизим количество пикселов при отрисовке эффектов или всего кадра. Да, они всё равно работали чуть лучше среднего сегмента. Но было сразу ясно: на тот же срок, что и предшественников, этих уже не хватит, потому что со старта PC мог больше и круче. И тут понеслась.

Обзор Huawei nova 2i: камер много не бываетВам будет интересно:Обзор Huawei nova 2i: камер много не бывает

Обзор ASUS VivoBook Pro 15 N580VD: долгожданный оптимумВам будет интересно:Обзор ASUS VivoBook Pro 15 N580VD: долгожданный оптимум

Обзор ONYX BOOX Chronos: для специалистов и не толькоВам будет интересно:Обзор ONYX BOOX Chronos: для специалистов и не только

Потерянное поколение

«Первой ласточкой» стали переиздания девайсов восьмого поколения: PS4 Slim и Xbox One S. Sony отполировали и без того успешную консоль, сделав её компактнее и тише. А вот One S помимо потрясающего редизайна корпуса, улучшенных юзабилити и электроники (новый техпроцесс, пониженное тепловыделение, встроенный БП) отличалась от One ещё и спецификациями! Увеличенные частоты GPU и памяти позволили выжать дополнительные 10-15% производительности, которых очень не хватало. И игры (пусть в мелочах), но работали по-разному.

Свободные ресурсы пустили на стабилизацию достигнутых результатов. Где-то увеличился фреймрейт. Где-то сократили просадки по разрешению. Даже контроллер не обошёлся без столь необходимых правок. Здесь вам и улучшения физических размеров и материалов корпуса, более точные курки и стики, удачные «бамперы», нормальный миниджек. Пожалуй, One S — это то, каким должен был получиться Xbox One изначально, конструируй его правильные люди. Главное, что сделали в Microsoft — вступили на скользкую дорожку «итерационных обновлений» железа. Рынок консолей вкусил запретный плод мира PC.

Жирную точку в вопросе «Полупоколению быть?» поставила Sony, выпустив PS4 Pro: первую консоль с заявленной поддержкой 4K и значительно отличающимися от оригинала характеристиками. Шутка ли, +30% прирост по CPU и +100% по GPU. Само собой, на честные 4K даже этих ресурсов не хватит, но есть апскейлеры, динамический рендеринг, чересстрочная (или чересстолбцовая) развёртка и прочие лайфхаки по улучшению графической части «малой кровью».

Вы скажете, что и в прошлых поколениях тоже были перевыпуски консолей. Безусловно, у Xbox 360 и PS3 было множество ревизий с различными изменениями, а в последней версии 360 вместо раздельных CPU и GPU использовался первый гибридный ускоритель (пусть внутри и собранный «как раньше», чтоб не было проблем с совместимостью), но… изменения касались скорее дизайна и сборки — не мощности. Холоднее? Да. Тише? Легко. Надёжнее. Удобнее. Но игры на самом первом Xbox 360 и самом последнем шли одинаково с точностью до кадра.

Project Scorpio — первая True-4K консоль

Мы уже рассказывали про железо новой консоли от Майкрософт, и готовы сделать это ещё раз. Потому что одно дело — рассуждения предрелизные, а другое — когда ты неделю чуть ли не спишь в обнимку с этим чёрным ящиком. Изменений в архитектуре (то есть в работе) консоли — море.

1. Новый CPU

Технически он не такой уж и новый. Архитектура Jaguar никуда не делась (а это, на минутку, слегка улучшенный Bobcat из лохматого 2010 года): морально устаревший процессор перевели на новый техпроцесс (с 28 нанометров сразу на 16), увеличили частоты (с 1.75 ГГц у One/One S до 2.35 у One X). Почти наверняка внесли изменения и в микроархитектуру — ведь у приставки изменилась и подсистема памяти, и графическая составляющая, а им нужны соответствующие интерфейсы. В целом такой апгрейд можно назвать достаточным для геймерских потребностей наших дней, если не рассматривать случаи откровенно бездарного кодинга (привет, Just Cause 3 и Watch_Dogs 2).

2. Новый GPU

Перемалывать тонны полигонов, рисовать потрясающие эффекты и вываливать на экран миллионы пикселов — это про One X. Потому что его графический процессор — настоящий монстр. Восьмое поколение (что One/S, что PS4) использовали ядра GCN 2.0 от AMD R9-серии: у PS4 их было больше (18 кластеров), у Xbox — меньше (12), но чуть выше частоты, которые ещё и подразогнали в версии S.

При создании PS4 Pro Sony грубо удвоили количество ядер, нарастили их рабочие частоты и обновили архитектуру до энергоэффективных ядер Polaris (GCN 4.0). Получились впечатляющие 4.2 ТФлопс с разумным теплопакетом. Но Microsoft пошли дальше: 40 кластеров тех же Polaris от AMD c неизвестными (неопубликованными) изменениями, бэкпортированными со следующего поколения архитектуры (видеокарт RX Vega), которое на тот момент было в разработке.

Внутренних отличий на уровне микроопераций тоже много. Улучшенная тесселяция, ускоренный алгоритм отбрасывания невидимых примитивов, обновлённый планировщик, который полнее загружает графические ядра вычислительными задачами, полностью переработанная система ввода-вывода, полуаппартный апскейлер и уменьшенные накладные расходы при операциях с памятью.

3. Новая подсистема оперативной памяти

Вместо странной двухуровневой памяти с софтовым разделением (3 гигабайта DDR3 для ОС, 5 для игр + высокоскоростной ESRAM-буфер для постобработки) Xbox One X получил схожую с PlayStation архитектуру полноскоростной GDDR5, выступающей в роли и оперативки, и видеопамяти. Целых 12 гигабайт, из которых разработчики могут задействовать девять: больше, чем полный объём у предыдущей модели, её конкурента и даже у PS4 Pro.

В режиме 4K с HDR консоль тестировалась на 65-дюймовом UHD телевизоре LG 65SJ930V. Это один из лучших вариантов по соотношению цена-качество

4. Игры с очень крутой графикой

Это действительно очень мощная связка, которая может работать с ААА-сегментом в честном 4K-режиме с HDR10-выводом изображения. Добавьте ко всему вышеперечисленному полную поддержку DirectX 12 и удобных инструментов для разработки, привычных и понятных многим студиям, работающим с кроссплатформой — и получится практически идеальное программно-аппаратное комбо для запуска игр.

Обзор Bluboo S1: долой рамкиВам будет интересно:Обзор Bluboo S1: долой рамки

Очень странные дела

Умение запустить проект или продукт красиво — искусство, которым овладели, увы, не все. Вот и Microsoft из года в год наступает на одни и те же грабли: нет бы поучиться у Apple, Samsung или, простите, у той же Sony.

Сделать мощный PR новой консоли в прессе? Не вопрос. Выдать лучшим обзорщикам допуск к прототипам, познакомить с командой, рассказать про внутренний мир, заинтересовать, дать потыкать первые игры в 4K? Легко. Разослать семплы по всему миру за неделю до релиза, чтобы издания и журналисты могли проникнуться консолью… Ставим «галочку». А теперь угадайте, чего нет в самый ответственный момент?

Так выглядит Prey для Xbox One (слева) и Xbox One X (справа). Патча нет, как и разницы между двумя версиями

Правильно. Патчей на момент запуска новинки в продажу. Подключаешь самую крутую на свете консоль к телевизору за четверть миллиона рублей, с 4K, HDR, объёмным звуком… и видишь «мыло». Или всюду «лесенки» разбросаны. Как выражать объективную точку зрения? Нет, вы не подумайте, что всё плохо. Разница в работе с предыдущими Xbox One есть: включённый везде V-Sync и многоуровневая фильтрация текстур делают своё дело, картинка лучше… чем на PC за 30 тысяч рублей. Или на Xbox One. К слову, об этом мало где говорят, но уже вышедшие тайтлы без каких-либо вмешательств со стороны разработчиков не могут утилизировать все ресурсы One X. Если при создании использовался старый инструментарий, который вышел ещё до Xbox One S, то игре будет доступна только половина ядер GPU.

Само собой, даже этого с лихвой хватает, чтобы картинка смотрелась лучше прежнего. Система динамической смены разрешений намертво прилипает к установленной разработчиками верхней планке, счётчик FPS (будь он виден) стабилен, как курс коммунистической партии, удалённые текстуры выглядят чётче, и работа с краями полигонов становится точнее. Геймплейно отличия иногда чувствуются, что называется, на кончиках пальцев.

Wolfenstein II: The New Colossus получила обновление на Xbox One X (справа), но ни от мутных текстур, ни от багов с обычного Xbox One (слева) так и не избавилась

Только где обещанные чудеса в честном 4K? Где «вау»? На что смотреть-то? На полоску загрузки патча в 60 гигабайт? Лишь спустя 10 дней то одна, то другая игра потихоньку получает долгожданные хотфиксы. Вчера Wolfenstein II «радовал» ужасными клеточками по краям объектов и замыленным светом — а сегодня что-то изменилось, и всё стало гладким. Но в большинстве проектов 4K-ассетов (текстур и моделей) или не видно, или отличия настолько мизерны, что без подсказок их заметишь.

Обиднее всего не наблюдать чудес там, где их обещали на YouTube «придворные» студии и прикормленные журналисты. Та же Forza Motorsport 7 заявлена в нативном 4K на 60 кадрах в секунду, но местами ощущается как апскейл Full HD: колёса идеально круглые, небо и спецэффекты — хоть стой, хоть падай, а кромка капота или какой-нибудь злополучный спойлер нет-нет, да покроются пилой из «лесенок» на границе полигонов.

Gears of War 4 что на стареньком One (слева), что на One X с патчем (справа) выглядит потрясающе. Стоят ли улучшенные текстуры дополнительных 20-25 тысяч рублей — вопрос открытый

В Gears of War 4 вы видите потрясающую картинку: детальную, яркую, чёткую. Улучшенная дальность прорисовки, повышенное разрешение теней, растительности и альфа-частиц — всё путём. Но стоит поменять в этом уравнении переменную «One X» на просто «One» и результат кардинальным образом не поменяется. Так, знаков после запятой поменьше будет. Которых и так не видно во время динамичных перестрелок. И ради этого надо почти сутки качать гигантский патч, который весит больше, чем сама игра? И ладно бы это был единичный случай, но так во всём. Microsoft, какого икса?

Странности восприятия

Спустя два дня постоянного переключения с одной консоли на другую, перепрохождения одних и тех же уровней, скрупулёзного сравнения скриншотов любой человек станет злым, нервным и раздражительным. А то и вовсе пойдёт сдаваться врачам. Самое крутое, что есть сейчас в Xbox One X — это эффект плацебо. Игры на 4K-телевизоре выглядят очень круто, когда ты просто запустил их и рубишься. Gears of War 4 и вовсе превращается в эталонный пример того, как должен выглядить 4K-гейминг на консоли в HDR: PS4 Pro с Uncharted в 1440p и рядом не стояла. Всё выглядит потрясающе... пока ты не сравниваешь кроссплатформу на нескольких консолях через один и тот же телевизор. Взять хотя бы второй Wolfenstein, или любую другую игру с вышедшим патчем. Чётко. Без проседаний по фреймрейту. Добротный такой опыт погружения в геймплей, за которым не видно старых проблем Xbox One. И всё.

Просветление

Понимать сложившуюся ситуацию начинаешь лишь на пятый день работы, в каких-нибудь шесть утра, обкофеиненный и уставший. PS4 Pro на рынке уже год. 12 долгих месяцев Sony денно и нощно терроризировала разработчиков на тему обновлений для софта. Неизвестно, к каким методам прибегали японцы (кто знает, может, занесли денег боссам якудза, да вежливо обрисовали ситуацию и желаемый результат), но это сработало.

В играх сложнее аркадных платформеров и файтингов PS4 Pro объективно не может выдать честные 4K без жуликоватого апскейла или генерации кадров по частям, используя данные с предыдущих отрисовок. Но эти самые «нечестные технологии» тоже неплохо работают. Делают картинку чётче, модели — лучше, границы объектов не такими размытыми или зубастыми. И геймеру хорошо.

И при сравнении кроссплатформы начинаешь подозревать разработчиков в натягивании совы на глобус — то есть, уже готовых решений для PS4 Pro на версию для Xbox One X. И тому есть вполне логичное объяснение. Помните про ограничения в доступных вычислительных ресурсах, если тайтл создавался на старом SDK? Так они приближают консоль к возможностям «прошки», а пересобирать и дебажить целый проект на новых инструментах ради крайне сомнительного выхлопа — затея для совсем уж фанатиков, вроде поляков из CD Projekt RED.

The Witcher 3 активно патчился всю дорогу для «классики», выжимая все соки из каждой платформы, и не менее активно допиливается сейчас. Аналогичным образом обещают обновить Rise of the Tomb Raider, причём совсем скоро. И по предварительным видео и скриншотам Rise для Xbox One X смотрится действительно круче своих предшествующих итераций. Но это единичные случаи. Беда в том, что по мощности PS4 Pro расположилась между One X и базовыми моделями приставок. И существуют вполне обоснованные сомнения, что ради одного «Икса» с копеечной долей рынка разработчики будут заморачиваться с уникальными изданиями: возьмут версию от PS4 Pro, перенастроят апскейлер и дело в шляпе. Или вовсе «позаимствуют» текстуры с PC-портов — тоже не исключено.

Обзор Bose Soundlink Revolve и Revolve+: музыка на все случаи жизниВам будет интересно:Обзор Bose Soundlink Revolve и Revolve+: музыка на все случаи жизни

Итоги

В маркетинговых материалах и предрелизных обзорах Xbox One X словно сошёл к нам со страниц детской сказки: рыцарь в сияющих доспехах, который всем покажет, как надо валить драконов. Увы, реальность пока не на стороне Microsoft: нужно верить своим глазам, а не ушлым продавцам и маркетологам.

Xbox One X чертовски хорошо спроектирован, и это видно во всём. Начиная с дизайна, материалов корпуса, уникальной системы охлаждения с испарительной камерой (к слову, консоль очень тихая для таких-то мощностей) и заканчивая тем самым User Experience, который делает из пользователя счастливо улыбающегося дурачка. В комплекте даже идёт весьма редкий HDMI 2.0 кабель для подключения к 4K HDR10-дисплеям (чего нет у конкурентов). И, конечно же, это всё тот же Xbox с огромной библиотекой: запускается абсолютно всё, что вышло для оригинальной Xbox One, в наличии огромное число шедевров Xbox 360 и даже HD-ремастеры с оригинального Xbox. Говоря проще: это действительно первая консоль, которая может выдать честный 4K с HDR10. Но на старте продаж такого 4K не найти днём с огнём. И у уже купивших One X есть игры, разработанные при участии самой Microsoft, к которым готовы патчи, пачка роликов на YouTube и обещания разработчиков: дескать, улучшения скоро выпустим, уже делаем, осталось чуть-чуть.

Патчи и вправду выходят, чуть ли не каждый день. Вы много часов скачиваете 30, 50, а то и все 60 гигабайт неизвестно какого контента, чтобы наконец запустить игру и потерять голову от потрясающей картинки. Но только если это какие-нибудь Gears of War или Forza. Потому что даже самый графонистый Wolfenstein II недалеко ушёл от версии со старого One. Настоящие 4K-ассеты встречаются в единичных случаях, а 90% времени вы будете смотреть на очень гладкую, чёткую и аккуратную картинку, которую уже видели.

С такими «жирными» улучшениями на терабайтном HDD консоли поместится каких-то 6-7 тайтлов. Версий с более объёмным накопителем пока не существует. UI работает очень шустро, но сам интерфейс претерпел минимум изменений: всё тот же лабиринт из нелогичных менюшек и странных хоткеев. Благо, хоть тут всё развивается семимильными шагами. Год назад (до выхода One S) всё было в миллион раз хуже, а сменившиеся главы отделов в Microsoft в кой-то веки делают правильные вещи. Глядишь, через год и версия Windows для Xbox станет простой в управлении, логичной и удобной.

Надо отдать должное: как набор GPU и CPU, One X продуман до мелочей и стоит каждого бакса. В нём установлено не только 4K-capable железо, но даже самый современный UHD (4K) Blu-Ray привод, способный читать четырёхслойные 100-гигабайтные болванки и соответствующий ему видеодекодер с поддержкой HDR. Но как приставка One X далёк от идеального соотношения цены и выхлопа: если вы не фанат лицензионной коллекции кино на дисках в 4K-формате, то каких-либо преимуществ в графической составляющей перед главным конкурентом ближайшие год-полтора не увидите. А эксклюзивы можно пересчитать по пальцам одной руки.

Возможно, Microsoft стоило пропустить шаг с One S и сразу выпустить X. Или заявить, что это консоль девятого поколения с поддержкой обратной совместимости. А там и Sony пришлось бы понервничать, и разработчики чего уникального наделали бы: некст-ген же. А с тем, что мы имеем сейчас, Xbox One X — это лучший Xbox One из всех. Но это всё ещё Xbox One.

Плюсы:

  • первая True-4K консоль в истории;
  • 4K HDR10 Blu-Ray привод;
  • инженерный шедевр;
  • некоторые игры с патчами выглядят просто изумительно;
  • кабель HDMI 2.0 в комплекте.

Минусы:

  • 4K-патчи выходят медленно и занимают уйму места;
  • разницу после патча порой сложно заметить;
  • эксклюзивов — раз два и обчёлся;
  • это всё ещё Xbox One.

Авторы текста: Иван Крылов, Алексей Карпенко

Фото устройства: Дарья Нестеровская



Источник