Некоторые «классические» решения явно засиделись на троне: с одной стороны, они работают, всех устраивают, вопросов нет. С другой — зацикленность на «старом-добром» и отсутствие инноваций тормозят развитие индустрии. Взять те же TV и мониторы: 2017 год на дворе, а у смартфонов 4K-экраны встречаются чаще, чем у телевизоров в диапазонах от 40” до 70”. Как так вышло? Ответ на загадку один — традиции. К счастью, некоторые компании научились неплохо бороться с веяниями прошлого, оставаясь верными себе и двигая индустрию вперёд. Sony — из их числа.
Как так происходит
Разные технологии сражаются за доли рынка. Прослеживается это во всём: начиная с операционных систем и заканчивая железом. Со временем остаются несколько самых сильных соперников, а затем «невидимая рука рынка» наводит порядок: заставляет их играть по общим правилам.
Разрешения ЖК-матриц тому пример. Пошло всё от степеней двойки (потому что в PC логика двоичная), затем перешло к «широкому формату». И вот уже лет 10 как популярны мониторы и TV с волшебными буквами Full HD, 1920×1080 точек. А переход в 4K требует в 4 раза больше ресурсов: пропускной способности канала, вычислительных мощностей GPU, памяти для контента и тому подобного. Вот и получается, что матрицы-то у нас современные есть, а со всем остальным как-то не сложилось. Пока.
Вам будет интересно:Обзор Nomu S30 mini: две «симки» под надёжной защитой
Вам будет интересно:Обзор Elephone P8: тренд на шесть гигов ОЗУ
Без движения нет прогресса
Практика показывает, что выйти из этого «порочного круга» можно двумя путями. Первый доступен каким-нибудь очень богатым компаниям с широкой аудиторией их продукта. Apple может себе позволить что угодно — выкинуть большие USB из ноутбуков, убрать 3,5 мм разъём для наушников, влепить хоть везде свои retina-дисплеи. И это продвинет индустрию.
Второй путь — мягко делать старую технологию неудобной для использования. Этот вариант особенно хорошо работает там, где взять и отбросить старое не получится по очевидным соображениям: вы ж не монополист, нишу моментально займут конкуренты. По этим рельсам идут многие технологические гиганты, чьё положение на рынке — лишь доля в огромном пироге.
Путь Sony
А вот Sony — корпорация японская, и у неё всё не как у простых смертых. Дух, концепция, её воплощение — берёшь любой товар из Страны восходящего солнца и сразу понимаешь: делали люди с совершенно иным менталитетом. У компании даже официальная философия такая: «Создавай только то, что еще не было создано ранее». «Всегда будь на шаг впереди конкурентов». В понимании её начальства всё держится на трёх столпах: дизайне, характеристиках и уникальных фичах. Видение интересное — и продукция его всецело отражает.
Ва́би-са́би
«Ва́би-са́би» с японского переводится как «скромная простота». Никакой показухи — лишь минимализм и аккуратность. Отражение отдельных качеств в искусстве, а искусства — в повседневных объектах. Глубокий вдох… Медленный выдох… А теперь просто посмотрите на этого красавца.
Что вы видите? Только само изображение, да едва заметные рамки, которые разграничивают нашу реальность и ту, что находится за стеклом. Подставка — едва заметная, компактная, функциональная, словно её делали шведы из IKEA. А если телевизор на стену повесить — получится отличная ЖК-панель. Или портал в другой мир, кому как удобнее.
Обратная сторона изобилует разъёмами и портами, причём всё расположено удобно. Широкие корпуса коннектеров не будут перекрывать соседние порты, подписи нанесены ярко — сразу видно что и где находится. Тут уже видна чисто восточная практичность.
Кнопки-кнопочки
Пульт, к сожалению (или счастью) — тоже азиатский. Огромное число кнопок, ноль умных фич — ни гироскопа, ни тач-панели, как у корейцев — чистый олдскул, чистый хардор. Но привыкаешь к раскладке минут 15, после чего работать можно интуитивно. Навигация в меню не вызывает вопросов, всё просто и логично.
Технические характеристики
По части характеристик у TV сложно выделить что-либо особенное: всё довольно стандартно по меркам 2017-го года. Впрочем, здесь очень важен субъективный фактор: некоторые вещи нужно увидеть своими глазами. И всё же:
- Размер экрана: 43 дюйма (42,5 дюйма)
- Размер экрана (в сантиметрах по диагонали): 108 см
- Тип экрана: ЖК-дисплей
- Разрешение: 3840 x 2160
- Поддержка 3D: отсутствует
- Поддержка HDR: присутствует
- Wi-Fi: 802.11b/g/n
- USB-порты: 3 шт. (боковые)
- Входы HDMI: 3 (2 боковых и 1 нижний)
- Габариты без подставки: прибл. 97,1 x 57,1 x 7,0 см
- Габариты с подставкой: прибл. 97,1 x 62,0 x 24,2 см
- Ширина подставки: прибл. 56,3 см
- Вес без подставки: прибл. 9,3 кг
- Вес с подставкой: прибл. 10 кг
Вам будет интересно:Обзор Doogee BL5000: пять тысяч для всего
Вам будет интересно:Обзор Cubot Magic: в чём магия, брат?
HDR10
Одна из ключевых особенностей модели — поддержка 10-битной яркости (HDR10). Забудьте про маркетинговые картинки с «серым» и «простым» телевизором, ни один обычный экран не передаст разницу в изображении: физически не способен. Суть HDR в телевизоре — расширение количества отображаемых (!) промежуточных значений каждого из сигналов.
Пример: у вас есть Ч/Б телевизор и всего 2 бита на яркость. В сумме 2^2=4 оттенка. Чёрный, тёмно-серый, светло-серый, белый. Комбинируйте как хотите. Увеличиваете яркость на 2 бита — уже 2^4=16 оттенков. 14 промежуточных значений между «чёрным» и «белым». Теперь переходим к классическому TV и мониторам: 3 канала (красный, синий, зелёный) по 8 бит = 2^8*2^8*2^8 = 256*256*256 = 16 млн. цветов. Для матрицы с 10 битами на канал расчёты выглядят аналогично = 2^10*2^10*2^10 = 1024*1024*1024 = 1 млрд. цветов. Неплохой апгрейд?
Суть изменений в картинке — больше деталей в высококонтрастных сценах: там, где раньше всё сливалось в единое темно-серое или почти белое пятно появятся градиенты, грани, выделенные из «каши» детали. Правда, чтобы эта магия работала, вам нужен источник сигнала соответствующего качества. В старом контенте чудес не случится.
Ощущения от работы
Оценивать работу такого монстра надо в соответствующих ему задачах: на HDR контенте, которого, к сожалению, кот наплакал. Кое-что из HDR10 есть на приставках нынешнего поколения. В Windows нативной поддержки HDR нет, но видеокарты NVIDIA в полноэкранном режиме могут выводить соответствующую картинку через HDMI 2.0. Означенный режим поддерживают: Xbox One S (и новая X), PlayStation 4 (Slim и Pro), железно работает на видеокартах NVIDIA Pascal (10х0-серия).
Есть ещё одна важная деталь, о которой надо сказать до описания ощущений от работы HDR. При выводе «неродного» разрешения на матрицу каждый экран тянет картинку в соответствии с заложенной программой. PC-дисплеи чаще всего применяют бикубические алгоритмы, дающие наиболее точное отображение, пусть и в ущерб деталям и чёткости картинки.
Телевизоры же часто наполнены электронными «улучшайзерами», выделяющими движующиеся объекты, контрастные грани, микротекстуры — всё, чтобы на полках магазинов модель выделялась на фоне конкурентов звенящей резкостью и сочными (порой даже кислотными) цветами. Покупатель должен видеть, за что он платит деньги. Так вот, если в фильмах это туда-сюда работает, то в играх работа «усилителей вкуса» может сыграть с вами злую шутку. Хорошо, когда она выключается. Здесь, увы, нет.
Playstation 4-тест
Приставки PS4 «из коробки» поддерживают HDR10: единственное аппаратное требование — кабель, совместимый со стандартом HDMI 2.0а. К сожалению, аппаратное «могут» не всегда сочетается с софтверным «хотят»: далеко не все разработчики готовы потратить лишние миллионы долларов на перерисовку и перенастройку освещения с учётом хоть и перспективной, но малораспространённой новой технологии. Так что список поддержимаемых игр, скажем прямо, не так велик.
Мы тестировали работу нового режима на «Uncharted: заблюренное наследие» и на популярной гонке Driveclub. К автосимулятору претензий ноль: HDR заметен в контрастных сценах. Пробивающийся сквозь листву яркий свет от солнца не убивает в ней все детали, а сохраняет отдельные элементы картинки. Конечно, на скоростях за 200 км/ч, да ещё в дождь, от этих деталей толку мало — но к хорошему быстро привыкаешь, и спустя полчаса игры «на HDR» выключение соответствующей фичи в меню TV производит отрезвляющий эффект: «Верните мне мои красоты и детальный мир, я не хочу смотреть на эту мазню!»
А вот Uncharted расстроил: различия если и присутствуют, то незначительные. Более того, работа того самого апскейлера (алгоритма, растягивающего картинку до высокого разрешения матрицы) вносит в изображение гору артефактов на границах движущихся объектов. Так что все самые важные зоны, полные деталей и дополнительных моментов сцены наглухо убиваются работой автоматики. А вот работа в 4K — выше всяких похвал.
PC-тест
Тестирование 4K HDR-режима мы проводили на нашем демостенде с железом AMD. Про его производительность мы недавно рассказывали. Теперь же поговорим о красотах телевизора Sony. Но для начала — список игр, поддерживающих HDR-отображение на PC нещадно мал. Загибаем пальцы:
- Shadow Warrior 2
- Deus Ex: Mankind Divided
- Hitman (2016)
- Resident Evil 7
- Mass Effect: Andromeda
- Obduction
- Paragon
- Rise of the Tomb Raider (с патчем)
- Need For Speed: Payback (ещё не вышла)
- Star Wars: Battlefront 2 (ещё не вышла)
Словом, негусто.
Лучше всего эффект заметен в Shadow Warrior 2. Без HDR — кислотные цвета и попытки «впихнуть невпихуемое» — задранные локальные контрасты. Игра выглядит ярко, но… что-то не то. HDR же превращает картинку в скучное документальное кино (с матом, расчленёнкой и характерными шуточками «на грани фола»). Обилие сцен в тёмных местах с яркими источниками света делает SW2 идеальным полигоном для испытаний. Детализация картинки, меж тем зашкаливает. Если за этой технологией будущее — дайте его сюда, у нас нет 10 лет на ожидание, мы хотим его уже сегодня.
Взгляд в будущее
Инновационные технологии приходят в нашу жизнь не сразу. Что-то выстреливает, что-то не очень. Многим хотелось бы собрать горе-экспертов, «топивших» несколько лет назад за 3D в телевизорах и монитора, да задать им вопрос: «Где сейчас обещанные вами горы контента и поддержка во всех современных играх»? Ах, не выстрелило? Что в пол смотрите? Стыдно?
Мы не ясновидящие. Но если в случае с 3D далеко не все разделяли радужную точку зрения на перспективы технологии, то в 4K, 60 FPS и HDR верится куда охотнее. И Sony реализовали потенциал дисплея высокой чёткости на все 146%. Разница видна невооружённым взглядом, и глаза от неё (в отличие от 3D) не устают. Вот так должен выглядеть прогресс.
«Где брать контент, — спросите вы, — с 3D нам уже обещали горы золотые, как верить индустрии?» На прошедшей яблочной презентации на него дали ответ — куча сериалов от Netflix и Amazon Prime уже ждут вас. Наверняка новые шедевры Disney-Pixar будут выходить с поддержкой актуального формата. За ними подтянутся и остальные. Это не какой-то там мёртворождённый «тридэ». Если уж за продвижение 4K-контента с HDR взялись в Купертино — он будет.
Та же ситуация с интерактивными развлечениями. Многие игроделы не занимаются оптимизацией высоких разрешений, не добавляют поддержку HDR и не работают над высокими FPS ссылаясь на статистику железа — посмотрите тот же опрос в Steam: 4K и 2560x1440 в сумме занимают менее 4% рынка.
Стали бы вы заморачиваться оптимизацией под размазанных по рынку 4% пользователей?
Кто, если не мы, пользователи, проголосовав рублём за 4K, заставим статистику меняться, а ленивых разработчиков учитывать и наши интересы? PS4 Pro поддерживает 4K и расширенный диапазон, новая приставка от Microsoft — тоже. Мощностей железа теперь хватает. Так что будут вам игры. Тем более что прогресс стоит-то разумных денег.
Итак, что нам предлагает Sony: минималистичный, строгий и вписывающийся в любой интерьер дизайн. На который, впрочем, не обращаешь внимания, ведь главное в этом монстре — панель. Скажем прямо, 4K-картинка с HDR — это нечто. Видео в соответствующем формате создают невероятное ощущение, словно перед вами не телевизор, а окно в другой мир. Обо всём остальном можно просто забыть. Просто берёте эту 43-дюймовую дайкатану KD-43XE7077 и с самурайской невозмутимостью прорубаете себе путь в будущее, отбросив всё старое, невзрачное и заблюренное.
Достоинства:
- потрясающее качество картинки в 4K;
- HDR работает и «назад дороги нет»: фильмы и игры без него кажутся хуже;
- отличный дизайн и удобный UI;
- разумная цена за описанные выше плюсы.
Недостатки:
- апскейлер навязчиво предлагает отказаться вам от прошлого: купить мощную видеокарту, новую консоль и не смотреть фильмы, скачанные в низком качестве с торрентов;
- нативная работа HDR10 в Windows появится только к новому году.
Автор текста: Иван Крылов
Фото устройства: Дарья Голубович