Выпуск обновлённых версий успешных моделей — общепринятая практика, причём не только в бытовой электронике. Однако часто изменения оказываются незначительными, косметическими. Ведь главная цель таких модификаций — освежить интерес публики, причём с минимальными затратами. Компания Astell&Kern поступила иначе: её портативный плеер AK70 MKII имеет ряд существенных отличий от предшественника.
Технические характеристики Astell&Kern AK70 MKII
- Функции: музыкальный плеер, USB-ЦАП, цифровой источник, сетевой стример
- Дисплей: сенсорный 3,3ʺ (480х800)
- Память (встроенная): 64 ГБ
- Возможность расширения памяти: карты microSD до 256 ГБ (FAT32)
- Поддерживаемые форматы файлов: WAV, FLAC, WMA, MP3, OGG, APE, AAC, ALAC, AIFF, DFF, DSF
- ЦАП: Cirrus Logic CS4398 х2 (Dual DAC)
- Поддерживаемые разрешения: PCM — до 24 бит/192 кГц, DSD — DSD64/128
- Диапазон частот (±0,09 дБ): 20 Гц — 20 кГц
- Отношение сигнал/шум (обычный выход/балансный): 119/118 дБ
- Взаимопроникновение каналов (обычный выход/балансный): -136/138 дБ
- КНИ + шум (@1 кГц): 0,0005%
- Джиттер: 45 пс
- Напряжение на выходе (RMS, без нагрузки, асимметричный/балансный): 2,0/4,0 В
- Выходной импеданс (обычный/балансный): 2,0/1,0 Ом
- Интерфейс USB: разъём Micro-B (зарядка и передача данных, режим MTP, для использования в роли ЦАПа)
- Выходы: аналоговый на наушники (3,5 мм), балансный (2,5 мм, 4-пиновый)
- Беспроводные интерфейсы: 802.11 b/g/n (2,4 ГГц), Bluetooth v4.0 (A2DP, AVRCP, aptX, aptX HD)
- Материал корпуса: алюминий
- Питание: аккумулятор Li-ON 2500 мАч 3,7 В
- Габариты: 63x97х15 мм
- Масса: 150 г
- Версия прошивки: 1.04
Вам будет интересно:Обзор ASUS ZenFone 5: «полный фарш» в среднем классе
Вам будет интересно:Обзор Huawei P20: классика современного флагмана
Упаковка и комплектация
Маленькая коробка из чёрного матового картона — типичная для Astell&Kern. Плеер обёрнут в защитную плёнку и лежит в толстой рамке из пенополиуретана в бумажной обложке. Ниже — коробочка с документацией и защитными плёнками на экран и на тыловую панель (она ведь тоже выполнена из стекла), в нижнем этаже — кабель USB<=>micro-USB и пластиковая заглушка для microSD-слота.
Внешний вид и конструкция
Дизайн нового плеера не изменился (про «старую» модель можно почитать здесь), если не считать, конечно, цветовой гаммы: первая версия выпускалась в нескольких цветах, вторая — в чёрном и серебристом (эксклюзивно для Европы).
Органы управления, разъёмы, диагональ экрана — всё это осталось прежним. А вот габариты и масса стали чуть больше, однако заметить это можно, лишь сопоставив технические характеристики двух вариантов, настолько изменения незначительные. На самом деле увеличение размеров объясняется ростом ёмкости аккумулятора — с 2200 до 2500 мАч.
Вам будет интересно:Обзор OPPO F7: король соцсетей
Про «железо»
Батарею большей ёмкости установили из-за серьёзных изменений в схемотехнике: в цифро-аналоговом преобразователе у новой модификации задействовано два чипа Cirrus Logic CS4398. На сайте Astell&Kern преимущества этого решения объясняются с картинками — для тех, кто плохо разбирается в электронике. Плеер стал полностью балансным, что позволило улучшить технические характеристики — снизить уровень искажений и шумов, усилить защиту от внешних наводок. Возможно именно это позволило увеличить уровень на балансном выходе с 2,3 В до 4 В. Правда, немного уменьшилось напряжение на выходе обычном — с 2,3 В до 2,0 В.
Также разработчикам удалось снизить джиттер — с 50 до 45 пс. И соответственно увеличить точность преобразования цифрового сигнала в аналоговый. Вероятнее всего, это сделано за счёт установки более точных опорных генераторов (TSXO). Плеер поддерживает продвинутый кодек aptX HD — это позволит в полной мере реализовать качественный потенциал современных беспроводных наушников, например Audio-Technica ATH-DSR9BT. Ещё одна полезная функция Bluetooth в плеере — сопряжение со смартфоном для получения уведомлений о входящих вызовах. Впрочем, у предыдущей модели она тоже была. Причем возможно одновременное сопряжение по Bluetooth с беспроводными наушниками и со смартфоном.
Как и прежде, Wi-Fi-адаптер работает только в диапазоне 2,4 ГГц. Вероятно, разработчики не захотели увеличивать цену плеера. Это правильно.
Wi-Fi используется для загрузки новых версий программного обеспечения и работы службы AK CONNECT – она превращает устройство в сетевой проигрыватель и одновременно сервер, работающие по протоколу UPnP.
Серверы, использующие DLNA, плеер видит, но воспроизводить с них контент не может. Большой беды в том нет: любой Windows-компьютер может использоваться в роли UPnP-сервера — надо лишь установить на него фирменную бесплатную программу MQS (можно скачать с сайта Astell&Kern, есть версия и под MasOS). Или использовать проигрыватель Foobar2000 с плагином UPnP/DLNA Renderer, Server, Control Point.
Поддержка потоковых служб у AK70 MKII ограничивается двумя онлайн-сервисами — китайским Groovers+ и международным Tidal (он заменил малоизвестный у нас MOOV, который был у первой версии плеера).
Функционал USB-ЦАПа несколько ограничивается отсутствием фирменных драйверов под Windows — из-за этого на устройство можно подавать сигналы с разрешением максимум 96 кГц/24 бита, отсутствует поддержка формата DSD. Впрочем, и сам плеер не способен воспроизводить файлы этого формата напрямую, без промежуточного преобразования в PCM. Следует ли считать это недостатком? На наш взгляд, нет, поскольку DSD плохо подходит для мобильного применения. Хотя бы потому, что файлы этого формата имеют многократно больший объём, чем равные по качеству звучания FLAC.
В роли цифрового источника AK70 MKII свободен от ограничений: он способен выводить на интерфейс USB не только потоки PCM, но и DSD в формате DoP. В настроечном меню есть пункт USB Audio, где можно выбрать тип вывода при воспроизведении DSD (PCM или DoP). Впрочем, всё это было и в модели AK70. Как и поддержка CD-риппера — внешнего опционного устройства от Atell&Kern, которое позволяет копировать в цифровой форме компакт-диски — предельно просто и без компьютера.
Вам будет интересно:Обзор Synology DS218play: храни, делись, смотри
Интерфейс и эргономика
Алгоритм управления и графическое меню достались новому плееру от предшественника почти без изменений, и это хорошо, поскольку и раньше у Astell&Kern с этим был полный порядок.
Диапазон регулировки громкости по-прежнему разбит на 150 шагов, поэтому аттенюатор работает очень плавно. Сохранилась и такая его особенность, как очень лёгкий ход маховика — он сдвигается даже от лёгкого касания. Проблема в том, что при этом на экран выводится сенсорный регулятор (он нужен не только для наглядности, но и для быстрых изменений уровня), и в этот момент другие элементы интерфейса становятся недоступны. Убрать его нельзя даже с помощью «волшебной» сенсорной кнопки под экраном — надо ждать несколько секунд, пока он сам исчезнет. Кстати, в настроечном меню появилась возможность отключения этой самой сенсорной кнопки — у предыдущей модели её не было.
Управлять плеером в роли сетевого стримера посредством его небольшого экрана не очень удобно — лучше это делать с помощью смартфона с фирменным бесплатным мобильным приложением AK CONNECT 2.0 (или AK CONNECT HD – для планшетов).
В сущности, это приложение превращает мобильное устройство в сетевой контроллер (control point), который позволяет менять роли сетевых устройств, например, делать AK70 MKII источником (сервером), а смартфон — воспроизводящим устройством (renderer). Или наоборот — направлять на плеер музыку, которая хранится на смартфоне. По принципу работы приложение напоминает программу Bubble UPnP, только денег не просит.
Эквалайзер, как и прежде, 10-полосный, с возможностью запоминания пользовательских настроек и одним готовым пресетом PRO EQ — смысл его скрыт, но на слух он действует очень положительно: улучшает динамику и делает звук богаче и насыщеннее.
Звук
Основные наушники для тестирования — внутриканальные закрытые Audio-Technica ATH-LS70 (драйверы Dual Symphonic, чувствительность 101 дБ, импеданс 24,3 Ома) — они оптимальны для портативного использования. Дополнительные, для дома — открытые Audio-Technica ATH-W1000х (100 дБ, 42 ома), о которых мы тоже писали.
Музыкальная программа — самая разнообразная: камерная и симфоническая классика, рок, блюз, джаз, электроника и всё прочее в lossless и в разных разрешениях — от 16 бит/44,1 кГц до 24 бит/192 кГц.
Звуковой характер у AK70 MKII узнаваемый: сбалансированный, ровный, в хорошем смысле нейтральный. У LS70 со штатными насадками — пожалуй, излишне сдержанный и строгий, но его легко изменить подбором вставок: к примеру, пенки прибавят басов, а насадки SpinFit от Dunu раскроют верхнюю часть диапазона, сделают его более прозрачным и подробным. Хотя, говоря откровенно, показалось, что LS70 в полной мере не раскрывают потенциал плеера — они хороши для метро, поскольку довольно эффективно отсекают внешние шумы, и вполне подойдут на первое время — пока вы не решитесь приобрести что-то классом повыше и подороже.
Полноразмерные ATH-W1000х — более достойный партнер для AK70 MKII, к тому же плеер позволяет этим наушникам показать себя с самой лучшей стороны: он полностью контролирует басы и не дает им «распуститься» (благодаря низкому выходному сопротивлению усилителя). С другой стороны, ATH-W1000х, обладающие исключительно высоким разрешением на высоких, играют с плеером на удивление чисто и гладко, показывая, насколько низок у него уровень искажений. Выдерживается очень точное соотношение между вокалом и аккомпанементом: голос не перетягивает на себя одеяло, хорошо слышны все инструменты, но и они в свою очередь не забивают пение. Даже в самых интенсивных местах и при резких динамических контрастах отдельные инструменты не слипаются в кашу, хорошо передается атмосфера студии или живого концерта, а на грамотно сделанных акустических записях возникает ошеломительный эффект присутствия.
Вообще описывать звучание такой техники крайне сложно: музыка увлекает и заставляет забыть о тестировании — приходится усилием воли возвращаться к работе и анализу. Начинаешь слушать альбом, проходит, казалось, совсем немного времени, и вдруг обнаруживаешь, что он идет по кругу уже во второй или третий раз…
Аккумулятор и автономность
Astell&kern не указывает в документации длительность работы от одного заряда батареи, поскольку она зависит от очень многих факторов: от формата и разрешения воспроизводимых файлов, от музыкальных жанров, от того, насколько часто вы меняете плейлист и включаете для этого экран, от чувствительности и импеданса наушников, от уровня громкости… наконец, от того, стараетесь ли вы экономить энергию.
Если отключить все беспроводные интерфейсы, установить минимальную яркость экрана и стараться как можно реже его беспокоить, воспроизводить файлы FLAC стандартного разрешения (16 бит/44,1 кГц) с не самой интенсивной музыкой, плеер может проработать без подзарядки 11–12 часов. Если же ни в чем себе не отказывать, держать включенным и Wi-Fi и Bluetooth, слушать металл в Hi-Res, то он запросто продержится 8–9 часов. То есть примерно столько же, сколько и предыдущая модель.
Итоги
Главное, что приобрела модель AK70 MKII по сравнению с первой версией — это улучшенные технические характеристики и более выразительное звучание. При этом сохранился строгий и привлекательный дизайн, продуманная эргономика и быстрый пользовательский интерфейс. И что особенно приятно, цена плеера (с учетом инфляции) осталась прежней. Будем надеяться, что примеру Astell&Kern последуют и другие производители.
Узнать больше об Astell&Kern AK70 MKII
Плюсы:
- малые габариты и масса;
- тщательно продуманное управление.
- великолепное качество звучания, недостижимое для многих «музыкальных» смартфонов.
Минусы:
- в комплекте нет защитного чехла.
Автор текста: Василий Зуев
Фото устройства: Дарья Нестеровская