25-07-2018 16:25

Обзор Ricoh PJ HD5451: яснее дня, темнее ночи

Во времена Пушкина (у него мы позаимствовали заголовок нашего обзора) ещё не было видеопроекторов. Но в этой короткой строчке из «Бахчисарайского фонтана» содержится формула правильного проектора для офиса, домашнего кино и развлечений: он должен обладать высокой яркостью и одновременно — способностью передавать глубокий чёрный цвет. Если судить по техническим характеристикам, модель PJ HD5451 от японской компании Ricoh может похвастаться таким сочетанием. Остаётся только проверить это на практике.

Технические характеристики Ricoh PJ HD5451

  • Матрица: DLP 0,65”, 1920х1080
  • Соотношение сторон изображения: 16:9
  • Источник света: ртутная лампа 260 Вт
  • Ресурс источника света (полная яркость/эко-режим): 3000/6000 часов
  • Световой поток: 3800 лм
  • Контрастность: 8000:1
  • Проекционное расстояние (пределы фокусировки объектива): 1,3 — 7,2 м
  • Рекомендованная диагональ экрана: 40 — 300”
  • Объектив: светосила 2,5 — 2,93, фокусное расстояние 15,98 — 21,42 мм
  • Зум: x1,36
  • Коррекция трапеции: +/- 30 градусов по вертикали и горизонтали
  • Поддержка 3D: DLP Link, Blu-ray 3D
  • Звуковой тракт: моно 10 Вт
  • Входы: 2x HDMI, MHL (на разъёме HDMI1), VGA (Mini D-SUB 15pin), 2x аудио 3,5 мм, видео (Composite — RCA), S-Video
  • Выходы: VGA (Mini D-SUB 15pin), аудио 3,5 мм
  • Интерфейсы управления (сервиса): Mini-USB, RJ45 (LAN), RS-232C
  • Шум системы охлаждения (полная яркость/эко-режим), дБ: 37/31
  • Питание: ~100 — 240 В, 50/60 Гц
  • Габариты: 314,2x223,5x91,8 мм
  • Масса: 3,2 кг

Дизайн и конструкция

Аппарат относится к линейке «универсальных проекторов для бизнеса», в которую входят ещё две модели: PJ WX5461 и PJ X5461. Все три выполнены в одном оформлении и отличаются разрешением матриц и световым потоком — чем меньше разрешение, тем выше яркость проектора. Эта зависимость, разумеется, справедлива лишь для аппаратов с одинаковыми источниками света и оптикой. Из всех трёх моделей наш герой — наиболее универсальный или, если хотите, наименее офисный. Он больше других подходит для домашних развлечений: просмотра кино и телевизионных передач и использования в роли игрового монитора, то есть для тех задач, где желательно разрешение Full HD, а уменьшение светового потока на пару сотен люмен не имеет значения.

Форма одежды парадная: белый верх, чёрный низ. Вдобавок верх ещё и глянцевый. А на нем — чёрный островок панели управления: все кнопки подписаны крупным серебристым шрифтом, который будет хорошо читаться в полумраке.

Управление объективом осуществляется ребристыми кольцами. Внешнее — для наводки на фокус, внутреннее, доступ к которому открывается через вырез в верхней крышке — изменение фокусного расстояния (зум).

Коммутационная панель расположена не сзади, а сбоку, там же размещён разъём силового кабеля. Такая компоновка позволяет использовать проектор в тесных помещениях, где приходится устанавливать его впритык к задней стене.

Надписи к разъёмам сделаны вертикально — вероятно, чтобы их можно было прочитать, лишь наклонив голову и не приседая, если проектор установлен на низкой подставке. Главное — не воспринимать это как намёк на возможность вертикальной установки, чтобы проецировать изображение на стену. Идея, конечно, заманчивая, но с проекторами на лампах так делать нельзя — источник света может выйти из строя раньше времени. Но PJ HD5451 способен работать «вверх ногами»: у него предусмотрены стандартные отверстия для специальных потолочных подвесов, а в меню есть пункт для поворота изображения.

Матрица — DLP с диагональю 0,65 дюйма. Это важно, поскольку размер DMD-чипа определяет габариты оптического тракта, объектива и самого проектора. У малыша Ricoh PJ WXC1110 диагональ чипа была 0,45 дюйма, а разрешение всего 1280х800 точек.

Чаще всего офисные проекторы оснащаются матрицами с соотношением сторон 16:10 — этот формат считается универсальным, поскольку при демонстрации документов в вертикальной ориентации более полно используется площадь чипа. А вот соотношение 16:9 больше подходит для показа кинофильмов и телепередач, хотя и здесь случаются досадные несовпадения, ведь старые фильмы часто идут в формате 4:3, а многие современные блокбастеры — 21:9. Тем не менее принято считать, что разрешение 16:9 — это атрибут проектора, сделанного не для работы, а для развлечений.

А вот весьма высокий световой поток в 3800 лм — уже важное свойство проектора, предназначенного для работы в не полностью затемнённом помещении, тогда как кино принято смотреть в полной темноте, поэтому аппараты для домашнего кино очень редко имеют световой поток больше 2000 лм. Однако важно знать, за счёт чего достигнута высокая яркость. Проще всего — за счёт высокой мощности лампы.

Но создатели PJ HD5451 явно пошли другим путем, ведь в аппарате установлена лампа всего на 260 Вт.

Второй способ — увеличить светосилу объектива, но у нашего героя она тоже не слишком велика, всего 2,5:1 при минимальном фокусном расстоянии. И это, кстати, хорошо, поскольку увеличение светосилы означает одновременно рост габаритов, массы и усложнение оптической схемы, без чего пострадает качество изображения. Наконец, третий, самый экономичный и потому наиболее популярный у производителей способ увеличения светового потока — добавление в цветовое колесо белого сегмента. Это приводит к уменьшению цветовой яркости (или, попросту говоря, снижению насыщенности цветов) и усиливает «эффект радуги», свойственный всем DLP-проекторам с одним чипом и на лампах. Если разработчики Ricoh выбрали данный вариант, мы, вероятно, увидим это по картинке. Ругаться в любом случае не будем, поскольку все остальные методы увеличения светового потока приводят к значительному удорожанию проектора.

Ещё один важнейший параметр — соотношение контрастности. У нашего героя — 8000:1, что для яркого бизнес-проектора весьма неплохо. В данной сфере даже показатель 3000:1 или 2000:1 считается очень хорошим, поскольку в не полностью затемнённом помещении контрастность в любом случае будет существенно меньше из-за внешней засветки.

У проектора встроенный звуковой тракт: стереофонический до линейного выхода, с монофоническим усилителем мощностью 10 Вт и одним встроенным динамиком. Для универсальных проекторов это стандартное оснащение.

Подключение и настройка

Воткнуть в проектор флешку с файлами и воспроизводить их встроенным плеером не получится (USB-разъёма нет) — проекторам такого класса и весовой категории это не положено. Уж если вы сумели дотащить на свою мобильную презентацию или киносеанс аппарат массой более трёх килограммов, наверняка осилите и подобающий источник — ноутбук или компактный медиаплеер. Отказ от встроенных средств воспроизведения обусловлен более высокими требованиями к качеству изображения, чем те, что предъявляются к миниатюрным портативным LED-проекторам. А если сделать встроенный источник более совершенным, это неблагоприятно скажется на цене устройства.

Главный интерфейс связи с источником — HDMI, причём разъёмов два, что пригодится при стационарной установке проектора, скажем, на потолок. К одному можно подключить медиаплеер, ко второму — ТВ-бокс. Первый из разъёмов HDMI оснащён поддержкой стандарта MHL (Mobile High-Definition), к нему получится подключать разные полезные устройства (правда, в руководстве пользователя не говорится, какие именно девайсы поддерживаются). На всякий случай разработчики оставили аналоговые входы VGA (и такой же выход), антикварные S-Video и композитный Video. На наш взгляд, без них можно было бы обойтись, правда лишними они не будут. Есть также один аналоговый звуковой выход и два входа, все — на 3,5-миллиметровых разъёмах. При подключении по HDMI они не понадобятся — звук будет передаваться по одному кабелю с видео.

Среди всех этих нужных (и не очень) интерфейсов есть и сетевой разъём RJ45 — атрибут типичного бизнес-проектора, причём не самого дешевого. Используется для удалённого управления группой аппаратов, а также контроля за их состоянием. Если проектор в офисе или дома один, такая роскошь ему, видимо, не требуется. А если много — вещь очень полезная, ведь ко всем не набегаешься.

Графический интерфейс русифицированный: к сожалению, не полностью и не везде адекватно. Но он доходчивый и простой для освоения, а настройки типичные для офисных проекторов. Подробно описывать их не будем, отметим лишь самое интересное.

В разделе «Изображения» есть пункт, позволяющий исправить цветопередачу при использовании в роли экрана окрашенных стен. Кроме стандартного белого цвета (он установлен по умолчанию) предлагаются светло-жёлтый, светло-голубой, розовый и темно-зелёный, то есть цвет школьной доски.

Установка цветовой температуры ступенчатая со значениями: 5500, 6500, 7500 градусов, есть также пункт «Оригинальный» (Native) — вероятно, применяется то значение, что установлено в самом видео. Таинственный пункт настроек NCE — это Natural Color Enhancer. Если его включить, немного увеличивается насыщенность цветов.

По умолчанию аппарат сам выбирает активный вход, поэтому сразу после подачи питания начинает опрашивать все интерфейсы. «Автомат» можно отключить, но в поведении проектора это ничего не меняет: он по-прежнему начинает работу с «ощупывания» входных интерфейсов, даже если отключить через соответствующий пункт меню все входные разъёмы, кроме используемого. Модель совсем новая, будем надеяться, что скоро выйдет прошивка, в которой это исправят.

В разделе «Опции» есть пункт, где выбирается режим работы лампы — нормальный или экономичный. Во втором яркость проектора заметно снижается, что позволяет приспособить аппарат для работы в темноте или на небольшом экране, приглушив избыточный световой поток.

В том же разделе находится пункт «Эко-изображение». Если активировать данную функцию, проектор будет менять мощность лампы в зависимости от яркости изображения, продлевая тем самым ресурс источника света и сберегая электроэнергию. Тоже пригодится, если световой поток окажется чрезмерным.

Менять лампу следует по истечении определённого времени — проектор сам ведет его учёт и может напомнить о необходимости замены, если активирован соответствующий переключатель в настройках. Должна быть подобная напоминалка и насчёт противопылевого фильтра, но в аппаратах, поставляемых в Россию, она отключена.

Компактный пульт ДУ удобный. Есть выделенные кнопки практически ко всем часто используемым функциям и настройкам. Подсветки у него нет (как и у панели управления на самом проекторе), но для аппарата, предназначенного для работы в освещённом помещении, это совершенно естественно. Если же придётся его использовать в полной темноте, следует заранее позаботиться о фонарике.

Изображение и звук

Условия просмотра были примерно такими же, как и в обзоре Ricoh PJ WXC1110: в дневное время в комнате с плотными шторами на окнах, экран 120 дюймов со стандартной отражающей поверхностью. Источник — медиаплеер HiMEDIA Q10Pro (подключение по HDMI). В этот раз решили обойтись без ноутбука, поскольку цифровое подключение даёт заведомо лучшее качество изображения.

Насчёт солидного светового потока производитель не обманул: аппарат создавал яркую и сочную картинку в экономичном режиме на все 120 дюймов экрана даже с приоткрытыми шторами. Света хватало не только для управления проектором, но и для того, чтобы делать заметки в блокноте и время от времени заглядывать в руководство пользователя. Качество изображения очень достойное: картинка слитная, чёткая, как и положено матрице с разрешением Full HD, можно смело проводить самые ответственные презентации. Насыщенность цветов в норме. Белый сегмент в цветовом колесе наверняка есть, но не очень большой. При этом движок яркости находился в среднем положении. Так что первая часть из пушкинской строки, «яснее дня», оказалась совершенно верной. Чтобы подтвердить вторую, придётся задвинуть шторы поплотнее, иначе мы не получим глубокий чёрный цвет даже с очень дорогим и крутым проектором.

В полной темноте в экономичном режиме яркость оказалась избыточной — пришлось уменьшать её в видеотракте. Лучше увеличить диагональ экрана, если, конечно, позволяет помещение — 200 дюймов было бы в самый раз. Потянет PJ HD5451 и все 300 дюймов, только тогда надо будет перевести лампу в режим полной мощности. Чёрный цвет получился на удивление глубоким, по крайней мере, для нашей комнаты со светлыми стенами и белым потолком. Чтобы он стал «темнее ночи», придётся позаботиться о зале — сделать тёмными стены и потолок для исчезновения переотражений. Ну, как в нормальном коммерческом кинотеатре. Ещё одна полезная мера — обзавестись экраном с серой отражающей поверхностью: она погасит избыточную яркость и сделает изображение более контрастным.

Немаловажный момент — подборка качественного видеоконтента. Проектор обладает высоким разрешением, и на большом экране очень заметны все дефекты и недостатки видео. Разница между пережатым WEB-рипом и образом Blu-ray, между старыми картинами, которые снимались ещё на плёнку, и новейшими цифровыми бросается в глаза. С качественным релизом от экрана просто не оторваться.

Пресловутый «эффект радуги» можно заметить только на субтитрах, да и то лишь при большом желании. Как этого добились создатели проектора, неясно. Видимо, и в самом деле проекционные технологии не стоят на месте.

Встроенный динамик работает чисто и достаточно громко. Многоканальную акустику с сабвуфером он не заменит, но для звукового сопровождения, скажем, телевизионных передач его качественных возможностей хватает.

В полной тишине шум системы охлаждения слышен, но даже встроенный динамик на небольшой громкости его полностью заглушает. Для аппарата со световым потоком 3800 лм этот проектор — тихоня.

Итоги

Компании Ricoh удалось сделать универсальный проектор, который отлично послужит для разных задач: он поможет провести успешную презентацию или прочитать интересную лекцию, а вечером покажет семье кино на большом экране. Его даже можно взять с собой на дачу, чтобы устроить для большой компании киносеанс на свежем воздухе. И всё это — с очень достойным качеством картинки. Модель, конечно, не такая миниатюрная, как Ricoh PJ WXC1110, но для её транспортировки не придётся заказывать «газель», устройству всегда найдётся место и в легковушке, а при необходимости получится и на общественном транспорте довезти.

Узнать подробнее о Ricoh PJ HD5451

Плюсы:

  • компактный размер;
  • высокая яркость;
  • универсальность;
  • очень достойное качество изображения.

Минусы:

  • мелкие ошибки в ПО;
  • не отключается автопоиск активного входа.

Автор текста: Василий Зуев

Обзор ASUS ZenFone Max M1: марафонец в лёгком весеВам будет интересно:Обзор ASUS ZenFone Max M1: марафонец в лёгком весе

Обзор Philips S395: лёгкий, доступный, автономныйВам будет интересно:Обзор Philips S395: лёгкий, доступный, автономный

Обзор PocketBook 740: царь-читалкаВам будет интересно:Обзор PocketBook 740: царь-читалка

Обзор Samsung Galaxy A6: противоречивый средний классВам будет интересно:Обзор Samsung Galaxy A6: противоречивый средний класс

Обзор BQ Strike Selfie Max: 29 мегапикселей на пару камерВам будет интересно:Обзор BQ Strike Selfie Max: 29 мегапикселей на пару камер



Источник