Использование турбонаддува с двигателями внутреннего сгорания позволяет существенным образом улучшить показатели мощности автомобиля с сохранением топливно-экономических характеристик. Сегодня турбонаддув устанавливается на многие двигатели, что позволяет существенно сократить расход топлива, при улучшении динамических характеристик двигателя. Поговорим о преимуществах и недостатках таких турбин, которые могут использоваться с бензиновыми и дизельными двигателями.
Вам будет интересно:Чем безопаснее шины с технологией RunFlat?
Принцип работы и устройство турбонагнетателя
Основным элементом турбины является крыльчатка, лопасти которой под воздействием выходящих отработанных газов двигателя раскручиваются до скорости вращения лопастей крыльчатки в 200 тысяч оборотов в минуту и более. В последующем в рабочем состоянии турбонагнетатель сможет закачивать воздух в камеру сгорания под высоким давлением, происходит сжатие воздуха, после чего он подается в двигатель.
Дополнительно с турбонаддувом может устанавливаться интеркулер, который позволяет охлаждать воздух, подаваемый в камеру сгорания, что в свою очередь снижает детонацию выхлопных газов и улучшает динамические показатели мотора. Фактически, такой турбонаддув на низких оборотах двигателя не работает, и лишь при достижении коленвала 2,5-3 тысяч оборотов турбина включается в работу и обеспечивается существенный прирост мощности.
Сегодня такие системы турбонаддува с одинаковым успехом устанавливаются на дизельные и бензиновые двигатели, при этом они имеют схожую конструкцию и различаются лишь давлением, которое турбина создает в системе. Благодаря компактным размерам таких турбины их можно устанавливать на одном двигателе несколько штук, что обеспечивает максимально возможные показатели мощности автомобиля.
Вам будет интересно:Для чего нужен парктроник в автомобиле и какой лучше выбрать?
Преимущества и недостатки использования турбонаддува
У подобного способа увеличения мощности двигателя имеются, как определенные преимущества, так и недостатки. Поговорим о них поподробнее.
Основным преимуществом использования турбонаддува является существенное увеличение мощности. Если ранее с атмосферных моторов получить более 100 лошадиных сил с одного литра объем двигателя было затруднительно, то благодаря применению таких турбин удается выйти на показатели в 130-150 лошадиных сил с литра объема двигателя. При этом существенно сокращается расход топлива, который, фактически, не увеличивается, в сравнении с аналогичными по литражу атмосферными вариантами силовых агрегатов.
Устанавливая на впускном коллекторе такую турбину, мы получаем прирост мощности, что позволяет существенно улучшить динамические показатели автомобиля. Сегодня в продаже можно найти различные по своему размеру и мощности турбины, которые с одинаковым успехом могут устанавливаться, как на новые автомобили, так и на уже бывшие в употреблении дизельные и бензиновые силовые агрегаты.
Если говорить о преимуществах таких турбированных двигателей, то можно отметить компактность силовых агрегатов, что позволяет разместить мощные двигатели даже в небольшом по своим размерам подкапотном пространстве. Если в прошлом при необходимости установки мощных двигателей требовалось как-то решать проблему недостаточного свободного места в подкапотном пространстве, то сегодня куда проще установить двухлитровый турбированный двигатель, который по своим основным характеристикам будет соответствовать 3- 3,5 литровым двигателем, которые бы просто не поместились в небольшом по размеру подкапотном пространстве.
Такой турбированный двигатель будет иметь меньший вес, соответственно улучшаются показатели экономичности, а управляемость автомобиля неизменно улучшается. Именно поэтому сегодня все спортивные автомобили оснащаются такими турбированными двигателями, которые одновременно сочетают надежность, отличную мощность и небольшой вес.
Если же говорить о недостатках подобных технологий, то в первую очередь отметим сложность конструкции. На крыльчатку и всю турбину в процессе эксплуатации приходится повышенная нагрузка, соответственно часто возникают поломки, а ремонт представляет определенную сложность. Сама турбина крайне критична к качеству сервиса, и при использовании не слишком качественного масла могут отмечаться проблемы с этим узлом, его быстрый износ и серьезные поломки. Именно поэтому моторы, на которых устанавливаются турбины, считаются менее надежными, нежели атмосферные варианты двигателей внутреннего сгорания.
При выполнении тюнинга использование такой турбины на первый взгляд может показаться чрезвычайно простым и недорогим способом увеличения мощностных характеристик двигателя. Однако в действительности ограничиться в данном случае одной лишь установкой турбины будет невозможно. Необходимо использовать модернизированную систему впрыска, новый коленвал, шатуны и поршни и так далее. В итоге практически перебирается весь мотор, соответственно стоимость такого тюнинга существенно увеличивается.
Ресурс у турбированных моторов будет ниже атмосферных двигателей. Дело в том, что на такой силовой агрегат в процессе эксплуатации будет приходиться повышенная нагрузка, так как двигатель будет работать преимущественно на высоких оборотах. Соответственно, при таких высоких оборотах двигателя отмечается повышенный износ, а мотор прослужит вам меньше, нежели аналогичный по мощности атмосферный двигатель.
Многие турбированные моторы имеют так называемые турбопаузу, когда отмечается существенный провал мощности. Такая задержка отмечается на низких оборотах, когда турбина бездействует и фактически работает лишь атмосферный мотор без дополнительного турбонаддува. В итоге водителю попросту не хватает мощности на низких оборотах, а с включением турбины может отмечаться избыток такой мощности и крутящего момента, что не добавляет удобства использования автомобиля. Впрочем, отметим, что сегодня на современных двигателях путем установки сразу нескольких турбин удалось полностью побороть подобный недостаток.
Заключение
Турбонаддув - это популярная сегодня технология, которая подразумевает установку дополнительной турбины на атмосферный двигатель. Наличие турбины позволяет существенно увеличить мощность, при этом сохраняются характеристики топливной экономичности. Такой двигатель легче и компактнее, чем атмосферный мотор, и позволяет получить максимум удовольствия от управления, даже при эксплуатации автомобиля с небольшим по своему объему двигателем.