Большой популярностью сегодня пользуются автоматические коробки передач, которые позволяют существенно упростить эксплуатацию транспортного средства, помогают экономить топливо и лучше реализуют мощностные характеристики силового агрегата. Впрочем, полностью беспроблемной такую трансмиссию назвать все же нельзя. У АКПП отмечаются характерные поломки, знание которых позволит автовладельцам определить неисправность, как только она появилась, что поможет избежать серьезных проблем и снизит расходы на эксплуатацию транспортного средства.
История появления АКПП
Первые автоматические коробки передач появились ещё в середине прошлого века. Это были достаточно примитивные конструкции, которые имели две или три ступени. Естественно, что машина с такой трансмиссией не отличалась хорошими динамическими характеристиками, поэтому коробка автомат изначально не пользовалась должной популярностью на рынке. Только лишь в Америке часто можно было встретить автомобили, которые получили АКПП и благодаря огромному рабочему объему двигателей и низкой цене на топливо, трансмиссии автомат пользовались популярностью на рынке.
Для большинства же автовладельцев автоматические коробки передач не подходили именно по причине существенного увеличения расхода топлива, снижения динамических характеристик двигателя, да и надежность таких агрегатов оставляла желать лучшего. Однако в последующем технология неизменно совершенствовалась, появился так называемый гидроблок, который позволил максимально плавно и правильно переключать передачи, при этом автомобиль отлично использовал динамические мощностные характеристики двигателя, что повысило эффективность использования такой трансмиссии.
Современные автоматические коробки передач полностью управляются автоматикой, могут иметь 6-7 или даже 8 ступеней, обеспечивают отличную динамику, поэтому по показателям топливной экономичности такие трансмиссии не уступают механическим коробкам передач. Неудивительно, что с учетом всех отличных эксплуатационных характеристик такие трансмиссии стали пользоваться отличной популярностью и в последние годы практически полностью вытеснили МКП.
Особенности конструкции коробки автомат
Особенностью конструкции автоматической коробки переключения передач является наличие гидроблока, который является настоящим сердцем такой трансмиссий. В гидроблоке под высоким давлением циркулирует специальное масло, которое смазывает все подвижные элементы, быстро размыкает и в последующем подключает мощность, обеспечивая плавное переключение ступеней. Вся работа автоматической коробки передач контролируется электроника, что позволяет существенно повысить удобство использования этого узла.
На сегодняшний день большинство автопроизводителей устанавливают на свои модели современные 7-9 ступенчатые коробки передач, позволяющие максимально эффективно реализовывать имеющуюся мощность двигателя. При этом автовладелец будет полностью избавлен от необходимости самостоятельно переключать передачи, что упрощает управление машины. В особенности подобное оценят при эксплуатации авто в городе, где в пробках приходится на механике постоянно выжимать сцепление, включать и выключать передачи.
Основные признаки неисправностей
Чем раньше автовладелец определит характерные неисправности у автоматической коробки передач, тем проще устранить имеющиеся поломки, соответственно можно избежать необходимости капитального ремонта и полной замены АКПП. Изначально те или иные симптомы неисправности автоматической коробки передач будут минимальны, однако по мере усугубления поломки эксплуатировать автомобиль становится невозможным.
Основным симптомом неисправности АКПП является появление толчков и пинков при переключении ступеней. Поэтому если вы почувствовали, что коробка передач начинает по-другому переключать ступени, появились жесткие толчки, следует обращаться на СТО. В ряде случаев такие проблемы могут пропадать даже после смены масла или адаптации АКПП. Однако в том случае, если автовладелец не обращается своевременно в сервис, то, с большой долей вероятности, в последующем потребуется менять коробку передач на контрактную или производить замену мехатроника.
Также при различного рода поломках из коробки передач могут доносится посторонние звуки, сложно переключить режим работы автомата, и, в конечном счёте, коробка передач блокируется и машину приходится на эвакуаторе доставлять в специализированный сервис. В каждом конкретном случае в последующем на СТО с использованием специального компьютерного оборудования или путём вскрытия АКПП проведут ее диагностику, что позволит установить точный характер поломки, а в сервисе мастера смогут в максимально короткий срок устранить имеющиеся неисправности.
Чаще всего причиной поломки автомата является неправильная эксплуатация трансмиссии. Автовладелец может практиковать агрессивный стиль управления машиной, часто пробуксовывает, ездит боком, входит в поворот со скольжением, что приводит к увеличению нагрузки на трансмиссию, которая не любит подобного воздействия и в скором времени выходит из строя. Также частой причиной поломки являются проблемы с охлаждением агрегата. Если внутри автомата залито некачественное масло, которое перегревается, то, работая при повышенной температуре, механизм выйдет из строя, а ремонт обойдется в круглую сумму.
Важность правильного ремонта
Часто автовладельцы не задумываются о том, где и как ремонтировать коробку-автомат. Мы выбираем первый попавшийся сервис, где нам предлагают по низкой цене устранить те или иные поломки. Однако нужно помнить о том, что такие агрегаты отличаются сложной конструкцией, поэтому правильно определить неисправность и восстановить агрегат можно лишь в том случае, если используется специальное оборудование для диагностики, а мастера, выполняющие такой ремонт, имеют большой практический опыт работы.
Если же экономить на качестве сервиса и ремонта, то в скором времени даже простейшая поломка, устранить которую можно было бы относительно просто и недорого, приведет к необходимости капитального ремонт и восстановления техники. Чтобы избежать подобного следует обращаться исключительно в те компании и мастерские, которые специализируются на работе с АКПП, предлагая соответствующие гарантии качества. Поэтому не лишним будет предварительны изучить отзывы других автовладельцев, и лишь после этого отдавать машину и автоматическую коробку передач на обслуживание и ремонт.
Распространённые поломки АКПП
Достаточно часто отмечается утечка трансмиссионного масла. Как результат, все подвижные элементы работают посуху, появляется повышенная температура, фрикционы и прокладки изнашиваются и пригорают, АКПП заклинивает и не подлежит восстановлению и ремонту. Чаще всего причиной такой утечки трансмиссионного масла является проблема с сальниками и уплотнительными прокладками.
Владельцу необходимо будет на регулярной основе выполнять осмотр коробки передач на предмет отсутствия подтеков масла. Лучше всего такую работу проводить после длительной стоянки или же на эстакаде и яме гаража. Раз в год в обязательном порядке при сервисе следует просить мастеров посмотреть щупом уровень масла в коробке передач, который должен находиться между минимумом и максимумом. Если отмечается утечка масла или его консистенция и качество вызывает вопросы, то необходимо выполнить полную замену трансмиссионной жидкости, что предупредит серьезные поломки автомобиля.
Часто из строя выходит блок управления АКПП, как результат, коробка передач плохо набирает обороты, может блокироваться на определённой ступени, также появляются перебои в работе автомата. Точно определить имеющиеся неисправности можно исключительно в условиях сервиса. Чаще всего специалисты рекомендуют выполнять замену такого блока управления, так как починить и восстановить его крайне сложно. К сожалению, стоимость этого автоматического управляющего блока чрезвычайно высока, соответственно цена ремонта может составить 20-30 тысяч рублей и более.
Распространённой поломкой автоматических коробок передач являются проблемы с гидротрансформатором. Этот элемент отвечает за передачу мощности и размыкание прямой связи АКПП с двигателем. При поломках гидротрансформатора появляются характерные шуршащие звуки, отмечается повышенная вибрация автомобиля, при выполнении соответствующих сервисных работ с коробкой передач в масле на специальных магнитах появляется большое количество металлической стружки. К сожалению, эта деталь неремонтопригодна и при ее поломках потребуется полная замена агрегата. В ряде мастерских могут предложить восстановление гидротрансформатора, однако качество такого ремонта будет сомнительным.
Чаще всего у автоматических коробок передач отмечаются проблемы с гидроблоком. Причин таких неисправностей может быть несколько, и в первую очередь это использование старого некачественного масла. По мере эксплуатации автомобиля гидроблок забивается отложениями, что приводит к проблемам с включением передач. Автовладелец при своевременном определении поломки может ещё восстановить этот узел, а в запущенных случаях требуется полностью менять гидроблок или всю коробку передач.
Определить неисправности гидроблока можно по характерным пинкам и толчкам при переключении ступеней. По мере ухудшения состояния соленоидов сила таких толчков неизменно увеличивается. Ремонт этого узла представляет большую сложность, поэтому в большинстве случаев требуется приобретать новый гидроблок и выполнять дорогостоящую замену агрегата. В качестве профилактики рекомендуют регулярно в полном соответствии с требованиями автопроизводителя выполнять замену трансмиссионной жидкости. Это позволит избежать загрязнения масла, гидроблок будет качественно смазываться и охлаждаться.
В редких случаях может отмечаться повреждение рычага, который отвечает за переключение режимов работы. Эксплуатировать автомобиль с такими поломками не следует, так как возможно самопроизвольное переключение режима коробки передач, что на ходу приведет к полному выходу из строя АКПП. Если появились какие-либо затруднения и сложности в движении рычага коробки передач, то следует незамедлительно доставить автомобиль в сервис, где специалисты проведут его диагностику, определят поломки и устранят их в максимально короткий срок.
Подведем итоги
Автоматическая коробка передач - это сложный узел, который полностью управляется электроникой. В процессе эксплуатации автомобиля на АКПП приходится повышенная нагрузка, поэтому часто могут отмечаться поломки этого агрегата. Чем раньше автовладелец определит неисправность, тем проще и дешевле ее устранить. К симптомам неисправностей относятся толчки и пинки при переключении ступеней, посторонний шум, сложности с включением нужного водителю режима работы. Во всех таких случаях следует обращаться в специализированный сервис, доверяя свой автомобиль лишь специалистам, которые имеют опыт работы с машинами вашей марки.
Вам будет интересно:Обвес на "Рено-Дастер": аксессуары для тюнинга
Вам будет интересно:Как правильно выбрать «незамерзайку» и щетки стеклоочистителей?
Вам будет интересно:Пешеход бросился под колеса: кто должен возмещать ущерб?
Вам будет интересно:Самые надежные автомобили с пробегом на российском рынке