Многие водители хотя бы раз в жизни попадали в дорожно-транспортные происшествия. Именно от правильности поведения на месте ДТП зависит в последующем отсутствие каких-либо проблем с ГИБДД и возможность получения возмещения от страховой компании. Имеется ли возможность легального оставления места ДТП или следует в обязательном порядке находиться тут до приезда инспектора и оформления протокола.
Что говорят правила?
В правилах дорожного движения имеется пункт 2.5, где указано, что водители, причастные к дорожно-транспортному происшествию, должны остановиться, включить знак аварийной остановки, и ни в коем случае ничего не трогать из поврежденных автомобилей. У многих из нас этот пункт правил закрепился в памяти ещё со времени учёбы в автошколе. Причём нарушение этого пункта правил подразумевает административный арест на 15 суток или же лишение прав на полтора года. В каждом конкретном случае суд будет учитывать тяжесть аварии и в зависимости от этого определять наказание водителю, оставившему место ДТП.
Однако понятие водителя, причастного к ДТП, точно не оговорено в законе. Считается ли таким водитель, который подрезал другую машину и спровоцировал аварию. В большинстве случаев лихачи просто продолжают движение и найти их даже при наличии у автовладельцев регистратора бывает затруднительно. Не редкость ситуации, когда соударения бывают минимальными, мы попросту можем не почувствовать, что попали в ДТП. Тогда как по факту нужно было бы остановиться и дождаться приезда инспекторов ГИБДД.
До недавнего прошлого любая попытка оставить место дорожно-транспортного происшествия неизменно приводила к лишению прав. У страховых компаний также было норма, что они могли предъявить виновнику аварии, который оставил место ДТП, финансовые претензии и обязать его возмещать уплаченный ими ущерб.
Также существовала норма, по которой водителя, покинувшего место ДТП, признавали виновным в употреблении алкоголя, выписывали соответствующий штраф и лишали прав. Также он автоматически становился виновником аварии, даже если по факту не являлся таковым. Именно поэтому многие водители уверены в том, что покидать место ДТП ни в коем случае не разрешается.
Правильно оформляем документы
До недавнего прошлого оформление страховки по ОСАГО осуществлялось лишь при наличии протокола от инспектора. Поэтому даже при небольших авариях, когда машины получали лишь мелкие царапины, требовалось оставаться на месте, вызывать ГИБДД и дожидаться инспектора. Однако в последние годы в правила были внесены соответствующие изменения. Теперь при отсутствии потерпевших и минимальном ущербе автомобиля оформить такое ДТП могут виновник и пострадавшая сторона. Для этого им даже не требуется оставаться на месте ДТП. Они могут съехать с дороги, подписать все документы, и после этого с полученными на руки бумагами обращаться в свои страховые компании.
Автовладельцам, у которых машина застрахована по системе КАСКО, все же рекомендуют даже при минимальном ущербе оставаться на месте транспортного происшествия, вызывать ГАИ и оформлять соответствующие бумаги. В данном случае можно будет полностью быть уверенным в том, что в последующем будут отсутствовать какие-либо сложности с погашением ущерба и получением страхового возмещения. Иногда нам сложно определить реальный размер повреждений. На первый взгляд может показаться, что царапина на бампере будет укладываться в допустимый минимум по оформлению европротокола, тогда как в действительности будут сломаны все крепления, потребуется дорогостоящий ремонт, а по европротоколу без документов из ГИБДД получить такую сумму будет невозможно.
Исключения из правил
В действующих правилах имеется ряд исключений, которые позволяют водителю покинуть место ДТП. Например, в случае необходимости немедленного оказания помощи пострадавшим имеется возможность полностью легально уехать с места ДТП. Однако в данном случае необходимо предоставить все свои паспортные данные другим участникам дорожно-транспортного происшествия.
Оставить место аварии можно в том случае, если в ДТП участвовала лишь одна машина. Так, например, водитель съехал в кювет или по неосторожности ударил в бордюр и разбил бампер. В прошлом были прецеденты, когда по таким дорожно-транспортным происшествиям, в которых участвовал лишь один автомобиль, ГИБДД привлекала автовладельцев к ответственности. Однако верховным судом было сделано разъяснение, которое позволило водителю оставлять место ДТП, не рискуя при этом быть привлеченным по статье 2.5.
Водители, в том случае если отсутствуют пострадавшие, должны при возможности убрать автомобили с проезжей части, чтобы не мешать проезду других машин. В особенности подобная норма актуальна для больших городов, где при аварии двух автомобилей останавливались крупные магистрали, а в пробки попадали сотни и тысячи других участников движения.
Уехал, но вернулся
Попав в ДТП многие из нас совершает необъяснимые поступки, что обусловлено состоянием аффекта. Если вы по каким-либо причинам уехали с места ДТП, но успели вернуться до приезда ГИБДД, то наказание за оставление места ДТП можно избежать.
То же самое касается таких ситуаций, когда мы во дворе нечаянно царапаем чужой автомобиль, не замечаем этого и уезжаем с места дорожно-транспортного происшествия. В последующем, когда мы всё же понимаем, что попали в небольшое ДТП и необходимо оформить страховку, следует сообщить в ГИБДД, нарисовать схему происшествия, сделать фотографии и оформить соответствующие документы.
Если же мы уехали и не вернулись на место дорожно-транспортном происшествии, а пострадавший нашёл свидетелей, которые запомнили номер вашего автомобиля, или получил записи с камеры наблюдения, то подобное будет рассматриваться исключительно как оставление места аварии, с соответствующим вынесением наказания для автовладельцев. В последнем случае нас будет ожидать солидный по своему размеру штраф и даже возможность лишения прав на длительный срок.
Выводы
По действующему законодательству допускается оставление места ДТП в случае, когда два водителя договариваются между собой, подписывают специальный европротокол, а в аварии отсутствуют пострадавшие. Также можно не вызывать гаишников в том случае, если в аварии участвует лишь один автомобиль. Во всех иных случаях мы при ДТП должны выставить знак аварийной остановки, оказать посильную помощь пострадавшим и вызвать наряд ГИБДД.
Вам будет интересно:Какие проблемы ожидают автовладельцев в жару?
Вам будет интересно:Как правильно выбирать автомобильный компрессор?