05-06-2018 14:02

Трактор "Фордзон": фото и описание, технические характеристики

В 20-х годах прошлого столетия трактор «Фордзон» был самой распространенной техникой в отечественной аграрной сфере. Конструкция машины скопирована с американского «коллеги», рассчитана на массовое производство, что обусловлено простотой изделия и его дешевизной. Среди прочих достоинств – небольшая металлоемкость и элементарная управляемость.

Особенности

Тем не менее преимущества трактора «Фордзон» стали и его недостатками. В первую очередь, удешевление машины ухудшало ее надежность и снижало эксплуатационную долговечность. Оптимальные условия работы для рассматриваемой техники были на фермерских угодьях, с выработкой порядка 500 часов в год. В Советском Союзе активно развивалось крупное земледелие, механизаторы работали в несколько смен. Подобных нагрузок машина не выдерживала, часто ломалась, а ремонтировать ее было довольно проблематично.

"Приора" жрет масло: причины и рекомендации по устранению проблемыВам будет интересно:"Приора" жрет масло: причины и рекомендации по устранению проблемы

Невзирая на имеющиеся недостатки, трактор «Фордзон» на тот период являлся оптимальным вариантом, его выпуск стабильно начал набирать обороты. В первый год с конвейера сошло 74 единицы, в следующем – 422 экземпляра, а через семь лет – более 30 тысяч агрегатов. Можно сказать, что именно с этой модели началась история отечественного тракторостроения. Указанный трактор был копией американского аналога Fordson-F, который в то время считался самым дешевым и массовым на мировом рынке.

Сравнить "Фольксваген Поло Седан" и "Шкоду Рапид": технические характеристики, комплектации, мощность, расход, плюсы и минусы автоВам будет интересно:Сравнить "Фольксваген Поло Седан" и "Шкоду Рапид": технические характеристики, комплектации, мощность, расход, плюсы и минусы авто

История создания

Первый крупный заказ на выпуск сельскохозяйственной техники Генри Форд получил весной 1917 года. В тот период Правительство Британии приняло решение о распашке пустошей, чтобы преодолеть продовольственный кризис. Партия тракторов «Фордзон» должна была составить 5 тысяч единиц по себестоимости 50 долларов. После Первой мировой войны выпуск машин наладили на судоверфи, на которой ранее изготавливались противолодочные корабли.

Уже через год фирма Форда стала самым крупным поставщиком тракторов в США. В начале 1919 года Генри выкупил акции компаньонов, что позволило ему осуществлять производство сельхозтехники на всех мощностях компании Ford Motor Company. Параллельно был налажен выпуск техники в Ирландии. По всему миру до 1922 года было реализовано более 738 тысяч агрегатов.

Интересные факты

Стоит отметить, что первый трактор «Фордзон» был максимально ориентирован на дешевое и массовое производство. Модель оснащалась металлическими колесами и мотором мощностью 20 лошадиных сил. Вес машины составил 1,13 тонны, цена варьировалась от 395 до 800 долларов. Грамотная маркетинговая политика позволила наладить сбыт агрегатов в самые отдаленные и отсталые страны и регионы.

В начале 20-х годов минувшего века спрос на рассматриваемую технику превышал производственные возможности. Дошло до того, что компания Форда сделала много для восстановления, разрушенного после войны, хозяйства, при этом неся существенные убытки. В итоге фирму обошли многие конкуренты, которые ориентировались на выпуск специализированных агрегатов, с учетом запросов успешных и платежеспособных заказчиков.

В Америке сельскохозяйственную линию Форд закрыл в 1928 году. Ирландское представительство переместилось на окраину Лондона, где работало до 1964 года, после чего сменило вывеску на Ford.

Описание трактора «Фордзон-Путиловец»

Правительство СССР приняло решение не просто о закупке рассматриваемой модели, а скопировало конструкцию с прицелом на последующее производство агрегата в стране. Задача была поставлена комбинату «Красный Путиловец», отличающемуся грамотной организацией рабочего процесса и квалифицированными кадрами. Для начала, конструкторы и их помощники разобрали шесть новых машин с тщательной обмеркой всех деталей. Среднеарифметические данные перенесли на чертежи и схемы.

Далее последовали испытания элементов на прочность с проведением химических и металлографических анализов. Были подобраны подходящие материалы и разработан технологический процесс. Однако появились определенные трудности, которые с трудом могли решить даже самые лучшие специалисты завода:

  • Для сборки одной единицы техники требовалось изготовить более 700 деталей.
  • Многие элементы нуждались в безукоризненной обработке.
  • Некоторые инструменты не справлялись со своей задачей, поскольку имели низкое качество.

Создание отечественного аналога

При изготовлении трактора «Фордзон-Путиловец» особенно много сил ушло на формирование коленчатого вала. Деталь делали из цельного куска, который строгали, фрезеровали, точили, обрабатывали напильником и наждаком. Доводкой шейки занимался лучший слесарь комбината, поскольку эта операция требовала виртуозной точности. Стоит отметить, что погрешность огранки допускалась не более одной сотой доли миллиметра. На станке достичь такого показателя было невозможно, поэтому работа проводилась вручную.

Даже тщательная механическая отделка не всегда давала требуемые результаты. Тем не менее группа конструкторов качественно и своевременно справилась с поставленной задачей. После подписания делового соглашения с компанией «Форд», комбинат получил официальную лицензию, после чего начались поставки оригинальных деталей, которые были взаимозаменяемы с отечественными аналогами. Первые две единицы трактора «Фордзон» (фото ниже), были представлены весной 1924 года. Рабочие сразу окрестили машину в шутливом тоне «Федор Петрович».

Эксплуатация

Испытания рассматриваемых машин продолжались два месяца. Сравнительные характеристики с американским «собратом» показали, что отечественный аналог получил удовлетворительные оценки. Специалистами было дано несколько рекомендаций по модернизации конструкции некоторых узлов, а именно:

  • Системы питания.
  • Зажигания.
  • Силового агрегата.
  • Коробки переключения передач.

Третий «Путиловец» испытывался путем перемещения в Ленинград своим ходом. Для предотвращения деформации дорожного покрытия колеса оснастили самодельными шинами из резины. В качестве тягача использовался вместительный фургон, оборудованный спальными местами и печкой-буржуйкой.

После ряда проверок модель была отправлена в Нижний Новгород, где проводилась традиционная ежегодная ярмарка. На этом мероприятии выставлялись различные аграрные орудия и техника. Стоит отметить, что указанная модификация на вспашке и бороновании показала результаты лучше своего американского «коллеги».

Конструкция и устройство

Ниже приведены основные характеристики старых тракторов «Фордзон»:

  • Компоновка колес – два увеличенных элемента и пара направляющих аналогов, меньших по диаметру.
  • Основа – безрамная конструкция.
  • Расположение мотора – вертикально во фронтальной части машины.
  • Главные узлы – муфта сцепления, КПП, задний мост.
  • Тип силового агрегата – четырехтактный двигатель с четырьмя цилиндрами, потребляющий керосин.
  • Тип питания – самотек из специального резервуара, находящегося в верхней части бака.
  • Смазка – разбрызгивание под действием центробежного эффекта.
  • Охлаждение – термосифонный блок. Здесь использовались большие рубашки и радиаторы с вертикальными трубами, обеспечивающими непрерывную циркуляцию хладагента.
  • Особенность – передняя, кованая и термически обработанная ось, агрегировала с фронтальной частью «движка» посредством трех подвесных точек.

Недостатки

Явными минусами «Фордзона» являлись три момента. Маховик, играющий роль ротора, взаимодействовал с низковольтным магнето. Это требовало предельно точного изготовления конструкции, тщательной наладки и бережного ухода. Коленвал не оснащался сменными вкладышами подшипников, нуждался в частом ремонте или замене элементов. При высоких нагрузках система смазки не обеспечивала достойную обработку силового агрегата, в результате чего он перегревался.



Источник